Политический ландшафт Германии может кардинально измениться

Политический ландшафт Германии может кардинально измениться freepik

08 февраля 2025 22:25:00

729

Две недели остаётся до голосования на внеочередных парламентских выборах в Германии, которое состоится 23 февраля

Избирателям предстоит определить, кому достанутся 630 мандатов нового созыва бундестага. Внеочередные выборы проводятся потому, что правящая коалиция не смогла прийти к согласию при формировании бюджета. Канцлер Олаф Шольц уволил министра финансов Кристиана Линднера, входящего в партию «свободных демократов», после чего СВДП фактически вышла из коалиции. Шольц поставил вопрос о доверии правительству перед бундестагом, и депутаты вынесли вотум недоверия, что и открыло дорогу к роспуску парламента и новым выборам. Вероятнее всего, Шольц не сможет сохранить за собой пост канцлера, а Социал-демократическая партия Германии, лидером которой он является, перестанет быть крупнейшим членом правящей коалиции, если вообще войдёт в неё. Согласно январским опросам INSA, 29% немцев готовы проголосовать за блок ХДС/ХСС, находившийся у власти до 2021 года. СДПГ может рассчитывать лишь на 16% голосов, «Зелёные» — на 11%, а СВДП балансирует на грани проходного 5-процентного барьера.

Если реальные итоги голосования окажутся близкими к этим опросам, нынешняя «светофорная» коалиция не получит большинства, необходимого для формирования правительства, и крупнейшей силой будущего кабмина станет ХДС/ХСС, а следующим канцлером – лидер христианских демократов Фридрих Мерц. Пока до конца неясно, кого Мерц пригласит в качестве партнёров по коалиции. Хотя большинство немцев выступают за сотрудничество ХДС и СДПГ, скорее всего даже в таком случае им понадобится третья партия для получения нужной поддержки в бундестаге. Интересно, что второй по популярности партией сейчас является праворадикальная «Альтернатива для Германии», поддержка которой может достигнуть 20%. Но, по мнению большинства экспертов и политиков, войти в правительство она не сможет. Мейнстримные партии принципиально не сотрудничают с праворадикалами, предлагающими не только жёстко ограничить миграцию, но и возобновить полноценное экономическое сотрудничество с Россией, дистанцироваться от Евросоюза и НАТО. Такая стратегия отказа от сотрудничества с АДГ получила в немецкой политике название брандмауэра – своего рода защитной стены от влияния популистов на власть. Более того, в трёх землях ФРГ эта партия и вовсе признана экстремистской, что ещё больше снижает шансы АДГ попасть в будущее правительство.

Политолог Тимофей Борисов подтверждает, что немецкое общество по-прежнему не готово массово голосовать за крайне правую политическую силу. На предстоящих выборах большая часть избирателей, по словам эксперта, будет делать традиционный выбор между ХДС и СДПГ, а третьим партнёром по коалиции скорее всего вновь станут «Зелёные». Однако влияние «Альтернативы» на немецкую политику в целом достаточно велико, и именно с результатами этой партии связаны основные опасения по поводу политической стабильности Германии после выборов. Французский политик Флориан Филиппо даже предположил, что в случае резкого роста числа голосов за АДГ власти могут обвинить некие внешние силы во вмешательстве в выборы и аннулировать их результаты.

Конечно, сам по себе высокий результат одной из партий в демократическом государстве не может служить основанием для перевыборов. Но доказанное незаконное вмешательство, приведшее к искажению результатов волеизъявления граждан, таким основанием теоретически может стать. И совсем недавно в Евросоюзе был такой прецедент. 6 декабря 2024 года Конституционный суд Румынии отменил итоги первого тура президентских выборов и постановил провести всю избирательную кампанию заново. Судьи выявили многочисленные факты дезинформации избирателей, агрессивной пропаганды и манипулирования алгоритмами соцсетей, в результате чего свободный характер кампании и равенство шансов кандидатов были нарушены. Также КС указал на непрозрачность финансирования одного из кандидатов. Позднее по фактам незаконного вмешательства в выборы было возбуждено уголовное дело. Обвинениям подвергся Кэлин Джорджеску, неожиданно набравший наибольшее число голосов в первом туре. Он выступал с пророссийских позиций и активно использовал TikTok в своей предвыборной кампании, а вскоре выяснилось, что Джорджеску в этой соцсети поддерживали тысячи фейковых аккаунтов.

Аналогичный сценарий с отменой итогов парламентских выборов в Германии пока представляется маловероятным, поскольку официальные органы ФРГ не делали заявлений по поводу возможного серьёзного искажения итогов выборов из-за внешнего вмешательства. Хотя сами попытки такого вмешательства, очевидно, происходят. Самым ярким примером стала кампания поддержки АДГ со стороны богатейшего человека в мире, американского миллиардера Илона Маска, который теперь стал ещё и ближайшим соратником нового президента США Дональда Трампа. Бизнесмен открыто призывает немцев голосовать за «Альтернативу для Германии» и даже заявляет о её скорой победе, хотя все опросы опровергают этот прогноз. Маск также провёл в принадлежащей ему соцсети X трансляцию своего разговора с сопредседательницей АДГ Алис Вайдель. В ходе этой беседы миллиардер также агитировал немецких избирателей за эту партию. В правительстве ФРГ официально назвали действия Маска попыткой повлиять на выборы, однако правовых последствий у этого скандала пока не было. Также сложно измерить электоральный эффект от агитации Маска. По крайней мере, о выходе АДГ на первое место речь точно не идёт.

С другой стороны, в немецком обществе растёт обеспокоенность по поводу внешнего воздействия на избирательный процесс. Около 90% жителей Германии считают, что зарубежные субъекты пытаются повлиять на итоги голосования, в том числе с помощью интернета. Чаще всего в таких попытках обвиняют представителей России и США. Но не исключено, что сама информация о попытках вмешательства может иметь обратный эффект: часть избирателей мобилизуется ради противодействия этим манипуляциям и проголосует наперекор ожиданиям внешних акторов. В любом случае говорить о чрезмерном влиянии на выборы в Германии из-за рубежа явно преждевременно. Впрочем, хотя итоги выборов вряд ли будут поставлены под сомнение, политическая напряжённость не спадёт и после голосования. Поскольку у АДГ нет перспектив прямо сейчас выиграть выборы, вскоре партия может столкнуться с угрозой запрета на федеральном уровне. Этот вопрос уже обсуждается в парламенте и в перспективе может быть поставлен перед Федеральным конституционным судом. И если решено будет запретить «Альтернативу для Германии» в связи с экстремистскими проявлениями, уже к следующим выборам политический ландшафт Германии кардинально изменится.

Алексей Черников
Теги: Германия, парламент, выборы, политика