Союзник или противник: как Вашингтон смотрит на Анкару
![Союзник или противник: как Вашингтон смотрит на Анкару](/theme/upload/66d7dc796f94aaf789871a896be444a2.jpg)
10 февраля 2025 14:29:00
Политика Анкары в последнее время отличается умелым балансированием между интересами мировых держав. Но сможет ли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сохранить выгодное для страны положение после смены власти в Вашингтоне?
Турция не боится американских пошлин
Министр казначейства и финансов Турции Мехмет Шимшек заявил, что, несмотря на беспокойство мировой экономики из-за торговой политики США, прямые риски для Турции остаются незначительными,сообщает турецкое издание Hürriyet.
По мнению главы Минфина, протекционистские меры администрации Дональда Трампа, в частности, введение дополнительных пошлин на товары из Канады, Мексики и Китая ставят под сомнение принципы предсказуемости и правил международной торговли. Однако для Анкары ситуация не критична: за последние 20 лет дефицит торгового баланса с США составил $78 млрд в пользу американской стороны.
«Отсутствие соглашения о свободной торговле и уже существующие высокие пошлины со стороны США минимизируют риски их дальнейшего повышения», — подчеркнул Шимшек.
Министр отметил наличие конструктивного диалога с новой американской администрацией. Это, по его мнению, исключает введение протекционистских тарифов против Турции. При этом он выразил осторожность в оценках позиции Вашингтона по сирийскому вопросу, указав, что текущие сигналы «выглядят обнадёживающими».
Как могут развиваться отношения США и Турции во время второго президентского срока Трампа
Уверенность турецких политиков в отношении США — исключение для ставшего жертвой тарифных войн мира. Новый президент Соединённых Штатов угрожает ввести 25%-ные пошлины на импорт из Канады и Мексики, а также дополнительные 10%-ные сборы на китайские товары. Угрозы звучат и в адрес европейских партнёров Вашингтона.
Для Турции аналогичные меры США стали бы серьезной проблемой. Политика балансирования между Западом, Россией и Китаем на протяжении более двух десятилетий приносила значительные успехи турецкому правительству во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Сегодня Анкара расширяет свое военное присутствие и влияние в Сирии, Ливии, на Южном Кавказе, в Восточном Средиземноморье и Персидском заливе, с помощью «мягкой силы» укрепляет связи со странами Африки, Центральной Азии.
Ранее издание «Гражданские силы.ру» рассказало о причинах сближение Турции с другими тюркскими государствами.
Для Эрдогана Трамп — пятый по счету президент США, с которым он имеет дело. Оба политика уже взаимодействовали друг с другом, однако отношения их нельзя было назвать дружескими. При первой администрации Дональда Трампа США исключили Турцию из своего флагманского консорциума по производству истребителей F-35 после того, как Анкара купила у России передовую систему ПВО С-400. В какой-то момент отношения двух стран испортились настолько, что Трамп даже пригрозил разрушить экономику Турции.
Но через 4 года ситуация кардинально изменилась. Турецкий президент с воодушевлением встретил возвращение Дональда Трампа к власти в США, в то время как сам американский лидер назвал Эрдогана своим другом и выразил восхищение ролью Турции в содействии падению режима Башара Асада в Сирии.
Зачем США могут налаживать отношения с Турцией
Для Эрдогана победа Трампа — окно возможностей. Всё дело в том, что бывший президент США Джо Байден считал турецкого лидера автократом и старался меньше контактировать с Анкарой. Новая администрация меньше привержена идеологическим предрассудкам и признает, что Турция, благодаря ее стратегическому расположению на стыке Европы, Азии и Ближнего Востока, является важной региональной державой. В Вашингтоне, вероятно, полагают, что растущее влияние Анкары можно использовать в своих целях.
Белый дом может быть заинтересован в налаживании тесных отношений с Турцией из-за ее роли в ближневосточных делах. Трамп хочет свести к минимуму участие США в региональных войнах, а потому он может передать сирийскую проблему на «аутсорс» Анкаре. Для этого Белому дому нужно подтолкнуть конфликтующие между собой Турцию и Израиль к сближению. Обострение и без того тяжёлых отношений двух стран может разрушить планы Трампа по умиротворению региона.
Александр Щелоков