Кто может стать медиатором и нужно ли для этого образование
Фото © «Гражданские силы.ру»
19 февраля 2026 19:42:00
До четверти всех дел, рассматриваемых Арбитражным судом Москвы, касаются споров с госструктурами, поэтому очень важно активнее вовлекать государственные органы в медиативные процедуры, чтобы избегать излишних судебных разбирательств. Об этом изданию «Гражданские силы.ру» рассказала медиатор Центра медиации при уполномоченном по защите прав предпринимателей Москвы Лариса Гинц на бизнес-завтраке «Медиация в диалоге между бизнесом и властью»
«Задача медиатора – с помощью определённых алгоритмов и методик выстроить переговорный процесс между сторонами, наладить диалог, помочь найти взаимоприемлемое решение. Успешная медиация заканчивается подписанием медиативного соглашения, к составлению которого могут привлекаться юристы сторон, а медиатор проверяет его условия на исполнимость и тоже может принимать участие в составлении. В принципе медиатором может быть любой человек, хотя есть нюансы и требования, прописанные в законе о медиации. А в судебной медиации, которой я как раз занимаюсь, являясь дежурным медиатором Арбитражного суда Москвы, помимо статуса профессионального медиатора, обязательно также иметь высшее юридическое образование», — рассказала Лариса Гинц.
Эксперт отметила, что, если речь идёт о несудебной медиации, соглашение приобретает силу исполнительного документа в случае удостоверения нотариусом. Такой документ можно будет напрямую направлять судебным приставам, если одна из сторон откажется исполнять свои обязательства. В судебной медиации медитативное соглашение утверждается судом в качестве мирового соглашения, и в этом случае также применяются механизмы принудительного исполнения.
«По своему опыту могу сказать, что, если соглашение заключено добровольно, и с оценкой всех рисков, люди исполняют его более охотно. Из имеющейся практики исполнения медиативных соглашений менее 1% соглашений не исполняются и/или оспариваются. Кроме того, медиатор обязательно проверяет условия соглашения на законность и исполнимость, и, если по этим критериям документ не проходит, это служит препятствием для подписания», — пояснила Лариса Гинц.
Медиатор выразила надежду на то, что недавнее учреждение должности общественного уполномоченного по медиации при бизнес-омбудсмене Москвы поможет популяризировать данную процедуру и накопить больше положительного опыта её использования. Сейчас существуют сложности при применении медиативных процедур в спорах с некоторыми госорганами, однако постепенно процесс внедрения медиации движется вперёд.
Ранее председатель Центра медиации при бизнес-омбудсмене Москвы, адвокат Анатолий Кучерена предложил обеспечить самим медиаторам возможность получать профессиональную психологическую помощь. По его словам, для медиатора критически важно оставаться нейтральным и выстраивать мосты между конфликтующими сторонами, однако сделать это бывает сложно. Своевременная помощь и советы психолога могли бы повысить результативность такой работы.


