США и Афганистан: как могут развиваться отношения стран при Трампе
01 января 2025 12:42:00
После переизбрания Дональда Трампа на пост президента Соединенных Штатов все чаще обсуждается вопрос о том, как может выглядеть политика его новой администрации в отношении Афганистана. Вероятнее всего, она сведется к балансированию между мягкими и жесткими методами в отношении нового правительства в Кабуле с целью сохранения американского влияния в этом проблемном регионе
Как может выглядеть политика республиканской администрации в Афганистане
Во время своего первого срока вновь избранный президент США Дональд Трамп четко обозначил свою позицию в отношении американской военной политики. Он ясно дал понять, что американские военные будут участвовать в интервенциях в третьи страны лишь в крайнем случае и критиковал многолетнее присутствие американских войск в Афганистане. Именно во время правления президента-республиканца было подписано Дохийское соглашение 2020 года между США и террористическим движением «Талибан»*, которое предусматривало вывод войск НАТО из страны в обмен на гарантии талибов* бороться с другими исламистскими террористическими организациями.
Но в то же время Республиканская партия в ходе предвыборной кампании неоднократно критиковала своих оппонентов-демократов за вывод американской армии из региона в 2021 году. Трамп называл его «самым позорным» днем в истории страны». Он утверждал, что отход из Афганистана стал не только поражением для Америки, но и серьезным ударом по международному престижу страны.
Принимая эти два факта во внимание, стоит предположить, что избранный президент, вероятнее всего, будет продолжать переговоры с новым правительством в Кабуле и отдаст предпочтение прагматичным сделкам, а не дорогостоящей конфронтации. Но в то же время республиканская администрация постарается продемонстрировать свою силу в Центральной Азии. Белый дом предсказуемо сосредоточится на укреплении американской армии, увеличении инвестиций в военные технологии и модернизации инфраструктуры для операций за рубежом. Это позволит США попытаться вновь заявить о себе как о важной и влиятельной силе в среднеазиатском регионе.
Сами талибы* с воодушевлением встретили возвращение республиканца. Например, афганское правительство надеется, что будущая администрация Трампа «предпримет реалистичные шаги в направлении конкретного прогресса в отношениях между двумя странами, и оба государства смогут открыть новую главу в отношениях», — заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Абдул Кахар Балхи в социальных сетях вскоре после подведения первичных итогов президентских выборов в США.
В Кабуле понимают, что обещания избранного президента укрепить американскую экономику и ослабить Китай, вероятнее всего, заставят США развивать отношения с Афганистаном. Гигантские неразведанные запасы лития — ключевого редкоземельного металла в высокотехнологичной индустрии, которыми богата страна, — являются важным и ценным ресурсом, за который в равной степени готовы бороться и Вашингтон, и Пекин.
Ранее издание iView рассказало о том, как Китай модернизирует транспортную инфраструктуру региона, чтобы получить доступ к ресурсам Афганистана.
Однако несмотря на то, что Трамп, в отличие от Джо Байдена, открыт к прагматичному сотрудничеству с талибами* и решительно выступает против любой прямой военной конфронтации, избранный президент вряд ли пойдет на уступки афганским властям в одностороннем порядке. Например, он может сократить оказываемую Афганистану американскую помощь, если талибы* не смогут добиться прогресса в выполнении взятых в рамках Дохийского соглашения обязательств. Он также без колебаний введет жесткие экономические санкции против Афганистана, если придет к выводу, что сотрудничество наносит какой-либо ущерб американским интересам.
Гуманитарная помощь США, которая еще в 2023 году превысила $8 млрд, играет важную роль для обедневшего населения Афганистана. Любое ее сокращение будет иметь серьезные последствия для хрупкой афганской экономики. А потому, как видится, Белый дом при республиканцах будет обладать ощутимыми рычагами давления на Кабул.
Стоит признать, что в нынешних условиях Средняя Азия вряд ли является важным регионом для американской внешней политики. Большая часть ее ресурсов сегодня уходит на участие в конфликтах на Ближнем Востоке и в Европе, огромные ресурсы тратятся на сдерживание КНР в АТР. В связи с этим не исключено, что изоляционист Трамп будет придавать афганской проблеме второстепенное значение. Однако гипотетическое сокращение помощи и экономические санкции могут легко привести к краху афганской экономики и вновь превратить страну в актуальную проблему для США.
*«Талибан», талибы — запрещенная в РФ террористическая организация.
Александр Щелоков