Ванна без водопровода и груды золота: блеск и нищета Афганистана
03 октября 2021 16:54:00
Понятие богатства и бедности в каждой стране свои. Иногда людям полезно побывать на другом конце света, чтобы оценить то, что они имеют по праву рождения. Судьба порой преподносит неожиданные сюрпризы. Наша соотечественница Лейла (имя изменено) родилась и выросла в Москве, а впоследствии прожила три года на родине своего мужа в Кабуле. Случилось это около десяти лет назад, но свое путешествие на планету Афганистан девушка не забудет никогда
Как рассказала Лейла в беседе с журналистом издания, первым делом она обнаружила, что почти весь Кабул состоит из частного сектора. Исключения, по ее словам, составляли микрорайоны с «хрущевками» – неожиданное и обветшавшее наследие СССР времен афганской войны. Дороги Кабула были не заасфальтированы, на улицах играли неряшливые дети. Повсюду за высокими заборами и железными воротами виднелись бедные некрашеные каменные дома.
«Частные дома просторные, двух или трехэтажные, но и народу в них много: афганцы живут несколькими поколениями под одной крышей, – говорит собеседница издания. – Мой дом по афганским меркам был средним, по российским – бедным. Этажи дома сообщались крутыми каменными лестницами. Полы бетонные, застланные в комнатах коврами. Ванные в афганских домах выглядят иначе, чем в России: в отсутствие водопровода люди моются при помощи тазов и кувшинов. Канализация отсутствует, туалеты типа наших деревенских сортиров есть в каждом кабульском дворе».
Как отметила Лейла, когда она увидела, что повсюду тянется электропроводка, у нее отлегло от сердца, но ненадолго: «Электричество в дома давалось раз в два-три дня на три-четыре часа. За это время те кабульцы, у кого были телевизоры, успевали посмотреть фильмы и любимые телешоу. Объединившись несколькими семьями, местные жители покупали электрогенераторы, которые, впрочем, тоже «заводили» редко. Без электричества все пользовались керосиновыми лампами».
По словам девушки, мебель в Афганистане есть только у богатых людей – у бедных в доме нет даже табуретки. «Домашнюю работу афганцы выполняют на корточках или сидя на подушках, спят на матрасах, одежду и вещи хранят в сундуках. Появление нового личного сундука повышает статус человека: это значит, у него уже столько имущества, что не помещается в один сундук», – рассказывает Лейла.
За свое трехлетнее проживание в Кабуле москвичка один раз была в богатом доме, обставленном, как в России: в нем была вся необходимая мебель, бытовая техника, в ванной комнате даже наличествовали ванна и унитаз. Правда, в виду отсутствия коммуникаций пользоваться сантехникой было невозможно, но местных гостей она вводила в состояние культурного шока.
«Впрочем, даже бедные афганцы хотят производить впечатление на людей, насколько это возможно: так, шторы они вешают «парадной» стороной на улицу. Главное, чтобы прохожим было, на что посмотреть», — смеется девушка.
Однажды Лейла с мужем ушли на съемное жилье. Их сразу насторожило, что хорошенький домик, выложенный изнутри плиткой, им сдали по подозрительно низкой цене. Впоследствии выяснилось, что дом спроектирован так, что в комнаты не попадало солнце. Знойным летом это было приятно, но зимой доставляло большую проблему. Центрального отопления в Кабуле нет, в холодное время года здания отапливаются «буржуйками». Поскольку съемный дом Лейлы не прогревался солнцем, на отопление жилища уходило много дров, дефицитных в Афганистане.
«Получалось, что греться зимой днем я выходила на улицу, где сияло солнце и было тепло, – вспоминает россиянка. – Кстати, даже в феврале во дворе дома цвели розы, бутон каждой из них был величиной с мою голову. Красоты этому пейзажу добавляло неизменно лазурное небо, чище которого я нигде не видела».
Что касается внешнего вида афганцев, тут им тоже есть, чем «прихвастнуть». Как правило, женщины одеваются в дорогие натуральные ткани, но готовой одежды почти не продается. «Жители Кабула покупают отрезы на рынках и шьют из них сами в домашних условиях. В каждом доме есть швейная машина и портной-самоучка, благо, афганская одежда простая по крою», – говорит Лейла.
По количеству золотых украшений в Афганистане определяют положение женщины в обществе. У многих афганок, по словам собеседницы издания, буквально килограммы золота. Впрочем, они его используют и как стратегический запас «на черный день». «У меня было пару изделий из белого золота, но афганки понимали только желтое, – рассказывает наша соотечественница. – Когда они узнали от живущих в Германии родственниц, что европейки предпочитают именно белое золото, мои украшения стали для них предметом зависти. А на меня афганки стали смотреть, как на законодательницу новой ювелирной моды».
Конечно, главное богатство афганцев – дети. Считается, что в нормальной семье должно быть не меньше семерых детишек. Про мать единственного ребенка говорят «бичора» – бедняжка.
«Когда я неосторожно сказала свекрови, что не планирую заводить больше двоих детей из-за слабого здоровья, ее прежде «горячая любовь» ко мне «умерла» сразу и бесповоротно. Это стало началом краха моей семейной жизни», – заключила Лейла.
Евгения Попова