В НИУ ВШЭ назвали политической логикой претензии к «Газпрому» в Европе
04 октября 2021 15:49:00
Рекордное подорожание газа в Европе можно было предсказать заранее. К такому выводу пришли эксперты во время обсуждения краткосрочных и долгосрочных последствий роста цен на энергоносители
Научный руководитель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев подчеркнул, что первый скачок цен был зафиксирован на европейском рынке еще в феврале, к июлю-августу цена на газ поднялась до 500 долларов за 1000 кубометров: «И никто не обвинял «Газпром». Не обвинял, потому что в это время ушел американский СПГ [сжиженного природного газа] из Европы в Азию — именно в тот момент, когда вся политическая Европа тормозила «Северный поток».
Эксперт недоумевает: «В Европе «Газпром» ругают, судятся, когда могут обрезают поставки по OPAL [имеется в виду запрет Европейского суда полностью загружать трубу сухопутного продолжения первого «Северного потока»] — и все это на фоне снижения поставок СПГ в Европу. Рациональной логикой это объяснить невозможно, это политическая логика».
По словам Григорьева, «у «Газпрома есть свои социальные функции. Функция номер один — это внутренний рынок: нужно отопить свое население, это не обсуждается. Все, что обязан делать «Газпром» для Европы – исполнять контракты и он их исполняет».
«Газпром» работает на пике мощностей, — констатировал руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. — Если смотреть свежую статистику, то он [«Газпром»] добыл 41 млрд кубометров газа, это рекорд за 13 лет».
Специалист обратил внимание на рекордный рост спроса на внутреннем российском энергетическом рынке: «Сами газовики удивились таким объемам потребления».
Эксперт объяснил рост спроса на газ в России несколькими факторами, основным из которых является увеличение экспорта угля, который вырос на 11-12%. По его словам, опустевшую нишу пришлось заполнять газом. Потребление внутреннего рынка съедает много, а все, что остается, отправляется на экспорт и все контракты закрываются полностью.
Европе еще предстоит найти баланс в переходе на «зеленую энергетику», уверены эксперты. По их мнению, переход с трубопроводного газа на СПГ — это тяжелая, трудная задача, для окончательного решения которой потребуется еще очень много времени.
Юлия Зак