«Газпром» повышает ставки
02 октября 2021 18:42:00
Ситуацию на газовом рынке ЕС эксперты всё чаще называют не иначе как «газовой войной». К ней уже несколько недель приковано внимание европейской прессы и политического истеблишмента, она стала предметом обсуждения на высшем уровне отдельных государств и в Европарламенте. И только один из её непосредственных участников, российский «Газпром», хранит олимпийское спокойствие и заверяет, что всё под контролем. Попробуем разобраться, какие цели преследует газовый концерн, и действительно ли у него в э
В пятницу цены на ноябрьские контракты по поставкам газа на голландской бирже достигли рекордных $1200 за 1000 кубометров. Уже с середины сентября многие предприятия химической промышленности, в том числе по производству удобрений, приостанавливают работу в ряде стран ЕС, Великобритании, Украине и Норвегии. Резкий рост цен на природный газ отразится на всей европейской экономике и замедлит её постпандемийное восстановление. Руководитель департамента энергетических проектов FinExpertiza в Венгрии Мате Тот предупреждает, что энергетический кризис затронет все отрасли производства и отзовётся ростом цен на продовольствие и другие товары для рядовых потребителей. «Вскоре практически любой бизнес столкнется с увеличением расходов, так как отопление и производство энергии становятся более затратными. Даже краткосрочное подорожание газа влияет на цены в секторах производства и услуг – через рост расходов на отопление, охлаждение, сушку, освещение и т.д.», — отмечает эксперт.
Вдобавок ко всему на цены в Европе влияет и политика китайских властей, которые директивно наращивают закупки трубопроводного и сжиженного газа для устранения дефицита на своих предприятиях. Но эта причина всё же не основная. Главная заключается в политике «Газпрома», который перед началом отопительного сезона наотрез отказывается заполнять все газотранспортные мощности, чтобы снизить напряжение на рынке. В самой компании заявляют следующее: «Газпром осуществляет поставки газа в соответствии с заявками потребителей согласно действующим контрактным обязательствам. Исходя из этих заявок, а также из возможностей по оптимизации портфеля мощностей, компания бронирует транспортные мощности на отдельных направлениях».
Однако такие реляции, мягко говоря, вызывают вопросы. Заявки потребителей явно требуют более значительных объёмов. Европейские хранилища заполнены менее чем на 75%, и это антирекорд за 10 лет. При этом ни газопровод «Ямал-Европа», проходящий через Польшу, ни украинская газотранспортная система и близко не задействованы на полную мощность. Российский концерн не стал бронировать дополнительные мощности на ближайшие месяцы, утверждая, что их и так достаточно. А накануне поставки в направлении Венгрии через Украину прекратились вообще из-за запуска «Турецкого потока». Газ в Венгрию и Хорватию теперь поставляется по этому новому маршруту. Здесь кроется одна из целей, которой «Газпром», похоже, пытается добиться по итогам разразившегося энергетического кризиса. Официально эта цель всячески отрицается, но для её реализации сделано столько недвусмысленных шагов, что официальные заявления в этом случае можно просто не принимать во внимание. Россия пытается полностью отказаться от газового транзита через Украину. Использование «Турецкого потока» для поставок в Венгрию и ряд других стран – лишнее тому подтверждение. Думается, что с чисто экономической точки зрения украинский транзит и по доступным мощностям, и по условиям контракта «Газпром» полностью удовлетворял, но задачи здесь, похоже, не только экономические.
И это прекрасно понимают в Киеве, Берлине и других европейских столицах. Остановка поставок в Венгрию через Украину уже вызвала дипломатический скандал с Будапештом. В МИД Украины назвали новые венгерские контракты с «Газпромом» политическими и наносящими ущерб украино-венгерским отношениям. Одновременно с событиями на юге Европы компания Nord Stream – 2 AG, стопроцентная дочка «Газпрома» и оператор так до сих пор и не запущенного газопровода СП-2, подала заявку в Германии на получение статуса независимого газотранспортного оператора. Это позволило бы обойти антимонопольные правила ЕС и по полной загрузить «Северный поток – 2». И тогда нужда в транзитных услугах Украины отпала бы совсем. В связи с прекращением транзита в Венгрию глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко уже написал, что ждёт европейских санкций против СП-2, чтобы не допустить использования природного газа, как оружия против Украины и других стран Европы.
И здесь вырисовывается вторая цель, которой, по всей вероятности, пытается достичь «Газпром». Складывается ощущение, что в Москве хотят получить не только скорейший запуск газопровода СП-2, но и исключение из вышеупомянутых антимонопольных правил, чтобы перекачивать по нему столько газа, сколько захочет сам российский концерн, а не сколько разрешила Еврокомиссия. Тут уже просматриваются и экономические интересы. В «Газпроме» резонно хотят, наконец, начать получать хоть какую-то прибыль от проекта, в который вложены десятки миллиардов долларов. Президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов в комментарии для Forbes предполагал, что в ближайшей перспективе рост цен может побудить европейских регуляторов пойти на уступки «Газпрому» и сделать для СП-2 столь желанное исключение, хотя в долгосрочном плане ЕС будет стремиться снизить зависимость от российского «голубого топлива».
Но это мнение было озвучено, когда тысяча кубов стоила ещё чуть больше 800 долларов. Когда плата взлетела выше $1200, а наращивать поставки по уже имеющимся трубам по-прежнему не планируется, это уже похоже на экономические манипуляции. Франция уже ввела мораторий на рост тарифов на электричество и газ, что ощутимым бременем ляжет на госбюджет, а аналитики Goldman Sachs предупреждают о самых серьёзных последствиях кризиса вплоть до перебоев с электроэнергией. Возникает ощущение, что «Газпром» «перегнул палку» с ценовым давлением, и ответ может оказаться противоположным.
В последние дни всё громче звучат голоса европейских политиков, которые требуют решительного ответа на ценовую тактику «Газпрома». Так, 1 октября специальный уполномоченный Чехии по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка потребовал от ЕС занять жёсткую позицию по газовым ценам.
«Для России мы крупнейший потребитель газа, самый главный заказчик. Если им нужны проблемы на этом крупнейшем рынке, то они у них появятся», — заметил чиновник.
Несколько десятков евродепутатов обратились в ЕК с требованием расследовать деятельность «Газпрома» на европейском рынке. И никаких признаков того, что Евросоюз собирается, отказавшись от соблюдения своих прежних решений, экстренно вводить в строй «Северный поток – 2» сейчас нет. Более того, уже в разгар «ценового шторма» глава немецкой энергокомпании Uniper Клаус-Дитер Маубах рассказал, ссылаясь на свои источники, что сертификация нового трубопровода задерживается, и рассчитывать на него этой зимой не стоит.
Исходя из таких данных, можно предположить, что будет происходить дальше. Китайский фактор, влияющий на цены, вряд ли будет сохраняться долго, а значит цены на сжиженный газ вскоре могут начать снижаться. У российского трубопроводного газа перед сжиженным было единственное преимущество – в разы более низкая стоимость. Инфраструктура для него нужна более сложная и дорогая, а варьировать поставки не так удобно, как в случае с танкерами со сжиженным газом. Глядя на последние события, говорить о сохранении ценового преимущества уже не приходится. Потери от нынешнего ценового взлёта экономике ЕС ещё только предстоит подсчитать. Значит, даже если не брать во внимание развитие зелёной энергетики, Европа будет, скорее всего, постепенно переключаться на СПГ.
Уже в 2020 году доля сжиженного газа в общем объёме мировых поставок, по некоторым данным, составила 40% и продолжает расти. И в этом сегменте Россия – отнюдь не ведущая сила. Экспорт в Европу своего СПГ с удовольствием нарастят США, Катар, Алжир, Австралия и другие страны, так что монополии здесь уже вряд ли сработают. Как это можно сделать, наглядно показывает Польша, бывшая одним из ключевых потребителей российского газа в ЕС. Как пишет РБК, в следующем году контракт с «Газпромом» продлевать не планируется, и это государство полностью перейдёт на сжиженный газ и газ из Норвегии, который станет поступать по газопроводу Baltic Pipe.
Терминалы по приёму СПГ активно строят и в Германии, которая благодаря своей развитой системе сможет далее распределять топливо по соседним странам. Одним словом, всё больше возрастает вероятность, что в «игре с вентилем» и попытках волевого управления ценами на газ «Газпром» может не получить ожидаемых профитов. Более реальным становится риск того, что к 2036 году, до которого рассчитан вызвавший скандал новый контракт с Венгрией, Будапешт может остаться последним европейским потребителем трубопроводного газа из России, если, конечно, в премьерском кресле там останется Орбан или какой-нибудь столь же дружественный Москве единомышленник.
Сейчас такая возможность ещё выглядит преувеличением, но, если столь высокий уровень конфронтации между поставщиком и европейскими потребителями будет сохраняться в течение одного-двух ближайших лет, структура рынка может начать довольно быстро меняться не в лучшую для российской компании сторону.
Алексей Черников