Возможная смена политического курса в Венесуэле несет риски для Китая

Возможная смена политического курса в Венесуэле несет риски для Китая Фото © «Гражданские силы.ру»

09 января 2026 14:36:00

252

Американский министр энергетики Крис Райт заявил, что Соединенные Штаты не позволят Китаю получить контроль над Венесуэлой. Он выступил с утверждением, что Пекин использует с этой целью финансово-кредитные инструменты

В эфире телеканала Fox Business Райт выступил с утверждением, что Китай «часто преследует коварные цели».

«Они используют свою роль кредитора последней инстанции для получения огромного контроля над страной. Мы не допустим, чтобы этот сценарий реализовался в Венесуэле», — сказал министр.

Согласно данным Центра мировой энергетической политики Колумбийского университета в Нью-Йорке, с которыми ознакомились РИА Новости, Венесуэла должна китайским кредиторам порядка 10-12 миллиардов долларов, что составляет около десятой части ее совокупного долга.

Кандидат политических наук, востоковед Игорь Егоров в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» отметил, что главный риск для Китая заключается в возможной смене политического курса Венесуэлы. Если к власти придут силы с иным вектором развития, вопрос возврата китайских кредитов может отойти на второй план или вовсе быть аннулирован. Тем не менее, сам факт обладания таким долгом дает Пекину весомый аргумент в любых политических торгах.

«До недавнего времени Венесуэла была ключевым поставщиком тяжелой нефти для независимых китайских НПЗ. Эти предприятия («самовары») получали сырье по крайне привлекательным ценам. Сейчас, когда отгрузки прекращены, китайскому бизнесу приходится экстренно пересматривать логистику. Но, на мой взгляд, критического дефицита не случится. Основной альтернативами станет, например, Россия как наиболее стабильный и географически близкий партнер. У Китая также отличные отношения с Саудовской Аравией, Катаром. В целом, учитывая насыщенность мирового рынка, Пекин сможет диверсифицировать поставки в среднесрочной перспективе без фатальных последствий для своей промышленности», — сказал эксперт.

Теперь о долгах Венесуэлы перед Китаем. По некоторым оценкам, он оценивается в 17–20 млрд долларов, считает собеседник и задается вопросом: если в Венесуэле поменяется вектор развития, то будут ли эти долги отдаваться и как? Непонятно, какая будет приоритетность их возврата, учитывая, что с 2017 года Венесуэла балансирует или находится в состоянии банкротства. Вот это обстоятельство является предметом торга. Безусловно, у Китая есть свои рычаги влияния на США, с чем вынуждены согласиться представители американской администрации, чья позиция переговорная, а не ультимативная.

По словам политолога, помимо нефти, интересы Китая в регионе лежат в плоскости глобальной логистики. Пекин успешно закрепился в зоне Панамского канала, установив контакты с лояльными режимами и взяв под фактический контроль навигационное обслуживание артерии. Для Китая присутствие в Панаме — это не только вопрос престижа, но и стратегический инструмент влияния на мировую торговлю. Эта ситуация, естественно, не может устраивать США, у которых из-под носа главный геополитический противник выводит ключевые активы. 

«В игре вдолгую у Китая, считаю, есть немало козырей. Во-первых, он один из основных держателей американского госдолга. Китай, к примеру, может попробовать скидывать часть американских ценных бумаг, тем самым опустив на их котировки, что создаст проблемы и угрозу американской экономике, рынку ценных бумаг и, соответственно, заставить американцев идти на переговоры по венесуэльским долгам. Китай может пойти навстречу Евросоюзу в заключении выгодных торговых контрактов и еще активнее поддерживать Россию, что, разумеется, не на руку Вашингтону.

 

Следующий момент. Снижение цен на нефть, о чем мечтает Трамп, это, конечно, очень хорошо для него, но одновременно хорошо и для Пекина, что нельзя не учитывать. Низкие цены на углеводороды стимулируют китайскую экономику гораздо сильнее, чем американскую. Вот, почему для Пекина ситуация не выглядит проигрышной. Приостановка поставок нефти из Венесуэлы — это просто техническая встряска. Главным же вопросом, повторюсь, является возврат китайских кредитов, а также риск усиления напряженности в отношениях с США из-за Панамского канала», — рассказал Игорь Егоров. 

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, события в Венесуэле создают большой риск для Китая, поскольку КНР получает венесуэльскую нефть со скидкой. Хотя, Дональд Трамп пытается теперь Пекин успокоить, говоря, что Китай не пострадает, и венесуэльская нефть будет и дальше идти, в том числе на китайский рынок, но при этом буквально через строчку добавляет о том, что эмбарго, некая блокада нефтяных танкеров Венесуэлы сохранится. 

Аналитик уверен, что Китай пострадает от действий США. Одной нефтью со скидкой для Пекина будет меньше, наряду с сырьем из России и Ирана.

Действия Вашингтона были направлены и на то, чтобы сдержать развитие Китая, подчеркнул Юшков.

«Чем дороже Китай будет покупать нефть, тем медленнее он будет экономически развиваться. Поэтому вторжение и похищение президента, нефтяная блокада Венесуэлы для Соединенных Штатов может быть даже не столько попыткой вернуться в саму Венесуэлу и добывать самим, а попытка прежде всего лишить Китай этой дешевой нефти», — заключил аналитик.

Дмитрий Тарасов
Теги: Китай, Венесуэла, США, кредит