Можно ли улучшить состояние ЖКХ: опыт Подмосковья
17 октября 2014 18:39:19
Насыщенная внутренними и внешними событиями жизнь страны привела к формированию новой социально-политической государственной повестки, в которой наряду с изменением внешнеполитических приоритетов, перевооружением армии и экономической модернизацией, особое звучание приобрели вопросы ЖКХ.
Важнейшим из них является создание такой системы , которая позволила бы защитить права граждан в сфере ЖКХ, выработать механизмы участия институтов гражданского общества в формировании региональных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и контроля над расходованием этих средств.
Несмотря на огромное значение состояния сферы ЖКХ для стабильности внутриполитической системы, количество вопросов к ней существенно превосходит количество ответов.
Сегодня перед органами исполнительной власти, общественными институтами, в первую очередь Общественной палатой РФ и экспертным сообществом поставлена задача поиска формы оптимального и результативного участия граждан в управлении жилищным фондом и контролем качества оказываемых услуг. Для этого проводится большое количество совещаний и круглых столов, изучается передовой опыт регионов.
В этой связи большой интерес представляет уже 5 лет функционирующий институт уполномоченных, созданный главой подмосковного города Одинцова Александром Гусевым. Уникальная история и географическое положение сделали город предметом вожделения строительных компаний и граждан, желающих строить и жить на территории муниципального образования, попутно создав такую ситуацию в сфере городского ЖКХ, которая требует немедленного и качественного реагирования.
О том как общественность помогает решать непростые вопросы жилищно-коммунального хозяйства специальный корреспондент сетевого издания « Гражданские силы.ру» обсудил с мэром города Александром Гусевым.
- Александр Альбертович, что заставило Вас задуматься над созданием института уполномоченных?
- Смеётся... Это поучительная история про «дорожку». Несколько лет назад, после изучения нашими сотрудниками потребностей граждан, нами было принято решение проложить дорожку для комфортного перемещения жителей от своих домовладений до объектов социальной инфраструктуры. Была проведена большая работа, результатом которой стала та самая, в нашем представлении красивая и функциональная дорожка. В день начала её эксплуатации я решил «инкогнито» прогуляться по ней и что скрывать, потешить свое самолюбие послушав положительные, как я ожидал отзывы граждан.
- Послушали?
- О, да ! И результат превзошел все ожидания. Большая часть того, что я услышал, состояла из весьма конкретных эпитетов и пожеланий в адрес администрации, формулируемых на сочном, великом и могучем нашем языке. Смысл их сводился к тому, что нами не были учтены элементарные пожелания жильцов и дорожка прошла не так и не по тому маршруту. К тому же строители не учли естественного рельефа и после каждого дождя, а в тот день как раз прошел дождь, дорожку покрывала огромная непроходимая лужа.
Эта дорожка натолкнула меня на мысль, что необходимо создать механизм позволяющий гражданам участвовать в формировании повестки городского ЖКХ. Позже я понял, что помимо донесения своих пожеланий граждане должны контролировать качество выполняемых работ.
- Но осознание необходимости это только начало пути. Сейчас все говорят о таких механизмах, но далеко не все представляют себе как это воплотить в жизнь. Как это удалось Вам?
- Было непросто. Сейчас через пять лет после создания, когда система работает без сбоев, всё равно возникают вопросы и требуется постоянный контроль. А начали мы с анализа ситуации. В городе имеются более 500 домовладений, в которых проживают около 150 тысяч человек. Нам нужен был как минимум один грамотный представитель от каждого дома, который бы представлял жильцов, пользовался их доверием и ясно понимал их потребности.
- И как Вы их находили?
- Для начала я привлек к работе своего советника Михаила Викторовича Солнцева, с которым мы приняли решение использовать при поиске будущих уполномоченных избирательную нарезку округов. Это дало нам схему и упорядочило работу. Мы создали специальный отдел, изначально состоящий из двух человек которые приступили к поиску таких людей. В результате сегодня, отдел значительно расширился и на 500 домовладений у нас 495 уполномоченных, людей пользующихся авторитетом жителей, знающие все их проблемы и умеющие не только их донести до администрации, но и потребовать их решения и что самое главное , решить. После периода оценки их деятельности им выдается удостоверение, которое я подписываю лично и они имеют право беспрепятственного входа ко мне в любое время для обсуждения проблем ЖКХ и поиска пути их решения. К тому же, мы создали такую систему, когда любой подряд управляющих компаний, будь то покраска стен или прокладывание дорожек (смеётся..) принимает лично уполномоченный, без его подписи не происходит оплаты выполненных работ
- А не было ли попыток использовать статус уполномоченного для решения своих финансовых вопросов?
- Были люди, которые хотели потешить свое самолюбие, получить возможность решать личные вопросы, но они быстро иссякли, сама система не терпит присутствия таких людей. А решить свои финансовые вопросы, например продав свою подпись за деньги просто невозможно. Ведь уполномоченный общается непосредственно с теми, с кем живет в одном доме. Поэтому , я думаю, ему трудно будет объяснить почему он подписал документ, что подъезд покрашен, когда это нет так. Он всегда на виду и результаты его работы на виду у всех.
- И Вы каждый день принимаете почти 500 человек?
- Нет, сейчас такой необходимости нет. Сначала очень много приходили. Но сейчас все понимают, что для решения повседневного вопроса не надо ходить к мэру, ведь существует отлаженная система функционирования исполнительной власти, которая позволяет решить любой вопрос. Ну а если, не получается, подключаюсь я. Но дважды в год мы собираем уполномоченных и отчитываемся перед ними и через них перед всеми гражданами. Этот институт доказал свою результативность и не только значительно упростил управление городским хозяйством, позволил досконально знать все потребности граждан, но гораздо важнее, что он позволил жителям контролировать весь процесс от формирования городского бюджета, до его исполнения. Я думаю, что это и есть контроль со стороны гражданского общества и его деятельное участие в жизни города.
Для того, чтобы проверить как это работает на практике, наш корреспондент посетил отдел по работе с органами территориального самоуправления, который взаимодействует с уполномоченными.
Кабинет напоминает улей, стоит рабочий гул, пять работников вместе с начальником отдела Олегом Новиковым ведут прием уполномоченных. На стенах весят карты районов города, испещеренные пометками и цветными маркерами. Как оказалось половина работников управления это бывшие уполномоченные, которые когда-то сами заставляли администрацию решать вопросы жителей.
Корреспонденту «Гражданских сил.ру» также удалось пообщаться с одним из уполномоченных представителей - Натальей Гришиной.
Наталья Гришина выполняет обязанности уполномоченного представителя дома по ул.Вокзальная, 39 уже 3 года, одновременно она председатель ТСЖ.
Уполномоченным по дому Наталья стала благодаря своей активной общественной работе. В администрации города это заметили и предложили занять эту должность. Собрание Правления дома поддержало инициативу.
- Наталья, скажите, в чем заключается Ваша деятельность в качестве уполномоченного?
- В нашем доме 275 квартир, всего проживает 500 человек. У каждого минимум два желания, три предложения и все хотят, чтобы все осуществилось. Я стараюсь донести до нашей власти все пожелания жильцов, и чтобы они были выполнены. Так, с помощью должности уполномоченного в краткие сроки нам удалось организовали вокруг дома круговое движение, появились зеленые насаждения, расширяется парковка для автомобилей и дорога на подъезде к дому.
- Как жители относятся к Вашей деятельности? Насколько они Вам помогают?
- Сейчас к сожалению есть один негативный момент со стороны СМИ –«во всем виновато ЖКХ (рост тарифов и.т.д)». Поэтому здесь такая тонкая грань. Я стараюсь работать с полной отдачей и люди видят конечный результат. И большинство людей признательны и благодарны за работу. Мы также проводим праздники Двора, в которых активно принимает участие городская администрация. Праздники замечательные и детям очень приятно, что они получают от главы города именные подарки. Дети видят, что о них заботятся, что в администрации о них помнят.
- За три года работы уполномоченным наши ли Вы слабые места в функционировании этой системы?
- Это хорошее начинание. Моя первая должность, председателя ТСЖ, привела меня в эту общественную организацию. Я очень довольна тем, что я получила этот мандат, так как у меня намного облегчилось взаимоотношение с нашей властью.
Несмотря на то, что сфера ЖКХ одна из самых трудных в системе государственного управления, на региональном уровне существуют примеры успешного решения возникающих в этом сегменте вопросов при активном участии институтов гражданского общества и рядовых жителей. Для того чтобы в этом убедиться достаточно съездить в Одинцово.
Марк Белинский