Аналитики объяснили незначительную роль рубля на мировой арене

Аналитики объяснили незначительную роль рубля на мировой арене Фото © «Гражданские силы.ру»

22 января 2022 17:31:00

2880

Рубль по итогам прошлого года снова вошел в топ-20 валют с долей 0,21% в мировых расчетах. Первое место прочно занимает американский доллар с долей в 40,51% в мировых расчетах. На втором месте уверенно господствует евро 36,65%. На третьем месте обосновался британский фунт с долей в 5,89%. В пятерку лидеров также входят японская иена (2,58%) и китайский юань (2,7%)

Но нашему «деревянному» вопреки многолетней риторике о дедолларизации и намерении вывести рубль в число устойчивых международных платежных средств до таких показателей, похоже, еще очень далеко.

Почему доля рубля на мировом рынке так ничтожно мала, каковы перспективы превращения его в средство международных расчетов и сможет ли рубль когда-нибудь потеснить доллар?

Примечательно, что российское правительство уже много лет говорит о дедолларизации экономики. Но вот в чем она состоит, и есть ли конкретные успехи — ответы пока далеко не очевидны. В частности, глава Счётной палаты Алексей Кудрин не согласен с такой постановкой вопроса и еще несколько лет назад предлагал оставить выбор валюты для расчётов за отечественными предпринимателями, поскольку «расчёты в рублях имеют высокие риски», а «рубль — менее стабильная валюта, чем любая другая». По его мнению, в мировых расчётах требуется более стабильная единица измерения. В этом смысле рубль, падая два раза за год, не имеет такого свойства. Глава СП заявлял, что переход на расчёты в рубли — это дополнительные валютные риски: «Доллар нам необходим. Уход от доллара имеет свои границы».

В этом смысле заявленная президентом США Джо Байденом мера для наказания Москвы за возможную агрессию против Украины в виде запрета российским банкам использовать доллар в своих расчетах могла бы стать манной небесной для наших «дедолларизаторов». Но выйдет ли из этого прок?

Интересно, что если сравнивать сегодняшнее положение рубля на мировой арене, то мы подчистую проигрываем даже царской империи. На рубеже 19-20 века Российская Империя сделала серьезный скачок в развитии. В период правления Николая II появилась стабильная финансово-валютная система. В этот период русский рубль как твердую валюту признал весь мир. Ни при каком другом правителе российская валюта так свободно и охотно не принимали за рубежом.

Что имеем сейчас? Причина нестабильности рубля заключается в сырьевой направленности нашей экономики, что заставляет колебаться национальную валюту вместе с малейшими изменениями на мировом нефтяном рынке. Наша экономика слабо диверсифицирована. И внешнеполитические амбиции на фоне экономической слабости также не добавляют надежности родному «деревянному».

«Россия входит в 10 стран мира по объему ВВП, но первого или второго места не занимает. Чем больше экономика и более она диверсифицирована, тем меньше риски. Кроме того, экономика России имеет сырьевую направленность, а цены на нефть и газ изменяются в больших пределах. Несмотря на действие бюджетного правила, у страны с сырьевой экономикой не может быть стабильной валюты. Волатильность курса рубля временами зашкаливает в том числе и из-за политических рисков. С такими исходным данными рубль не может стать средством международной торговли. Задача найти контрагентов, которые согласились бы продавать и покупать товары за рубли, очень сложная. Это тяжело, потому что сырьевой рынок конкурентен. Россия добывает нефть, газ, но другие страны также их добывают. Продавать нефть за рубли — значит создавать искусственные препятствия для покупателей. Объемы покупок углеводородов снизятся, а это невыгодно. Президент США Джо Байден пригрозил запретить российским банкам использовать доллар в своих расчетах и это, конечно, риск. Чтобы найти новых покупателей нефти и газа за евро, нужно время. Любой переход с доллара влечет за собой издержки. Это своеобразный налог на экспортеров и импортеров», — рассказал руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

«Доля расчетов в рублях мала, просто потому что Россия экспортирует не так много несырьевых товаров (исторически торгующиеся в долларах). Валюты, входящие в топ-10 по мировым расчетам, принадлежат к странам, которые активно участвуют в мировом товарообороте и производят в больших объёмах товары и услуги. Частичная дедолларизиция экономики возможна. Еще в прошлом году Минфин РФ изменил структуру Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так, доли иены и фунта составляют по 5%, юаня – 30%, евро – 40%, золота – 20%, а доля доллара была сокращена до 0%. Однако, безусловно, Кудрин прав, когда говорит о свободе выбора для расчётов, так как рубль – все же рисковая валюта, которая зависит не только от цен на ресурсы, но и от геополитической обстановки, которая не раз оказывала давление на российскую валюту. Частичный отказ от доллара хорош тем, что сокращение его доли ведет обычно к увеличению доли других валют, что подталкивает к диверсификации, которая сама по себе уже уменьшает риски», — поделился своим мнением с изданием «Гражданские силы.ру» аналитик ФГ «ФИНАМ» Андрей Маслов.

Как же быть с предупреждением Байдена запретить нашим банкам вести дела с долларами?

«Что касается возможного введения запрета операций российских банков с долларами, о чем заявлял президент США Джо Байден, на самом деле подобная мера означает, что российские импортеры не смогут конвертировать рубли в американскую валюту, а значит они будут ограничены в возможности покупать продукцию на внешних рынках. Это не только негативно скажется на импорте американских и европейских товаров, но и нанесет ущерб многим компаниям из ЕС и США. Помимо этого, запрет создаст трудности для выплат российских компаний по внешнему долгу перед американскими или европейскими кредиторами. Таким образом, можно сказать, что запрет на конвертацию валют для российских банков явно принесет негатив на российский финансовый рынок и снизит доступность валюты, однако и США не получит от таких мер практической пользы», — отметил Андрей Маслов.

«Незначительная доля рубля в составе топ-20 мировых расчетов объясняется высокой степенью зависимости от геополитической ситуации и доверия к российской финансовой системе извне. Вполне можно предположить, что и эта доля в 0,21% сформирована из торговых отношений со странами, с которыми подписаны соглашения о расчетах в национальных валютах. Такая схема действует в отношениях РФ с Китаем, например. Кроме того, рубль — валюта развивающейся экономики сырьевого типа, ему свойственна повышенная волатильность, то есть курс необходимо хеджировать. В большинстве случаев трейдеры предпочтут более простые схемы взаимодействия. У России нет задачи продвигать сейчас рубль на мировой арене. Для такой работы нужны открытые границы, прозрачная геополитика, диверсифицированная экономика и растущий торговый оборот. У РФ нет проблем только с последним пунктом, все остальные «висят» в воздухе», — сказала в беседе с журналистом издания старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: рубль, экономика, аналитика