Студенты и преподаватели вузов рассказали о проблемах дистанционного обучения

Студенты и преподаватели вузов рассказали о проблемах дистанционного обучения Фото © «Гражданские силы.ру»

24 января 2022 16:46:00

1706

Из-за новых технологий необходимо перестраивать систему образования

Директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов рассказал журналистам о спорах на тему формата дистанционного обучения, возникших с наступлением пандемии.

«Конечно, это вызовы, с которыми столкнулись и студенты, и преподавательский состав. В конце концов пришли к выводу, что это то же очное образование, только с использованием дистанционных технологий: ведь преподаватель лично проводит занятия. Сложности возникали прежде всего технического характера, касающиеся подключения к сетям, задержки восприятия, программного обеспечения. Студенческие советы даже обучали преподавателей работать с технологиями, с которыми те еще не сталкивались».

Жолобов отметил плюсы и минусы подобного формата обучения.

«С одной стороны, это экономия времени на дорогу (особенно в больших городах, где путь из дома может занимать и час, и полтора, и два) и денег на проезд. Можно выспаться. Профессорско-преподавательскому составу тоже понравилось, особенно тем, кто преподает не в одном вузе, а в нескольких. То есть оперативность и выгода налицо.

Но есть и минусы. Это и восприятие информации, которую дает преподаватель, и обратная связь. Часто приходилось преодолевать «болезнь», когда преподаватель выступает перед монитором, а студенты делают закрытый экран — и хорошо еще, если там написано имя и фамилия, а не ник, а то даже непонятно, к кому обращаться. Сейчас это преодолено, мы научились грамотно работать».

По словам Жолобова, возникло и множество психологических проблем.

«Получилось что-то загрузить — не получилось, дошло — не дошло, настройка, сбой аппаратуры — все это вызывает напряжение. Над этим вопросом нужно поработать, чтобы выработать помощь друг другу. Появляется и лень: можно не приводить себя в порядок, не завтракать перед занятиями. Были и вопросы суфлерства — когда кто-то подсказывает участнику. Преподавателю это всегда видно. Но с помощью систем звукового и визуального определения мы преодолели и это. Сейчас эти системы используются в судебной практике».

Эксперт отметил, что в связи с высокой скоростью развития технологий случается так, что сегодня та или иная специальность востребована, а через несколько лет она окажется в аутсайдерах, и специалисту придется перестраиваться.

«Система образования должна быть направлена на то, что на протяжении всей жизни мы будем проходить переквалификацию, изучать новые навыки. С этим надо работать», — заключил Жолобов.

Секретарь Студенческого совета Санкт-Петербурга Руслан Мифтахутдинов отметил главные проблемы в сфере защиты прав студентов.

«Когда мы говорим о проектах, связанных с поддержкой прав и полномочий студентов, ключевая проблема — их неосведомленность. Есть запрос, чтобы профсоюз защищал студентов по разным вопросам, но зачастую сами студенты находятся в информационном вакууме. Советы студентов работают не так эффективно. Сейчас наш ключевой проект связан с тем, что мы повышаем осведомленность о правах и полномочиях студентов: что они обязаны и могут делать, и как их использовать, если студент попадает в ту или иную ситуацию. Ситуации эти связаны и с масочным режимом (на пару минут снял маску — прилетело уведомление о нарушении), и с несправедливым использованием прокторинга (система, позволяющая определить, когда студент пользуется шпаргалкой) во время экзамена».

По словам Мифтахутдинова, переход на онлайн-форму обучения также повлек за собой специфические проблемы.

«Важно понимать, что везде используются разные онлайн-платформы. И зачастую предпочтения у профессорско-преподавательского состава одни, у студентов — другие. Могут возникать конфликты, которые тоже влияют на итоги экзаменов.

Мы помогаем студсоветам разбираться в тех локальных нормативных актах, которые уже есть. Представители вузов могут обращаться к нам по любому вопросу. Студсовет Петербурга — это орган, который рекомендует, он не может приказывать и задавать тренды. Зачастую студенты воспринимают его как всесильный орган, который возьмет и отменит все взыскания. Это не так. Администрация вуза может согласиться с нами или не согласиться», — пояснил он.

Дмитрий Маркин
Теги: студенты, обучение, дистанционка