Аналитики рассказали, куда Россия направит нефтяные сверхприбыли в случае роста цен на «черное золото»
11 июля 2020 13:13:05
Опрошенные The Wall Street Journal аналитики полагают, что стоимость нефти может преодолеть $100 за баррель уже во второй половине 2020-х годов. Некоторые эксперты даже ожидают, что она «достаточно легко» достигнет $150 за «бочку»
Об этом сообщает «РБК».
Пока что, впрочем, особых предпосылок для скачкообразного роста цен на нефть не прослеживается. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА) в этом году мировой спрос на нефть снизится на 7,9 млн баррель в сутки. Мировая экономика в период пандемии существенно просела, поэтому спрос на энергоносители снизился. Так, во втором квартале мировой спрос на «черное золото» понизился на 16,4 млн баррелей по сравнению по сравнению с показателем годовой давности из-за введенных ограничений для борьбы с пандемией COVID-19, сообщается в ежемесячном отчете Международного энергетического агентства. Согласно прогнозам агентства, мировой спрос на нефть в нынешнем году на 7,9 млн б/с, но в 2021 году вырастет на 5,3 млн б/с. В то же время МЭА отмечает, что «недавнее увеличение числа случаев COVID-19 и введение частичных ограничений вносит большую неопределенность в прогноз».
Если нефтяные котировки резко направятся вверх, то куда в этом случае пойдут сверхприбыли: на преодоление последствий пандемии или в государственную «кубышку» согласно бюджетному правилу?
«Хотел бы обратить внимание, что эти прогнозы касаются не ближайшего будущего. Пять лет, который отводится аналитиками, опрошенными The Wall Street Journal, — это большой срок. За это время возможно все что угодно, в том числе и рост цен на нефть выше 100 долларов за баррель. Этому будут способствовать снижение инвестиционной активности нефтяных компаний сейчас, постепенное восстановление роста мировой экономики, а также та финансовая накачка экономики, которую проводят финансовые власти стран, переживших пандемию, для преодоления ее последствий. Эффект от снижения инвестиций в нефтяную отрасль проявится не сразу. За эти пять лет, наверное, мир уже справится и с коронавирусом, и с его последствиями.
Однако в ближайшее время я бы не рассчитывал на нефтяные сверхприбыли. Восстановление спроса будет постепенным, а накопленные запасы все еще давят на рынок. Некоторые потребители (Китай, Индия и другие) их еще и увеличивали, пользуясь низкими ценами. Кроме того, вынужденные сокращать добычу производители принимают меры к тому, чтобы быстро восстановить ее. Например, в России планируется для поддержки нефтесервисных компаний сформировать фонд незаконченных скважин, чтобы продолжать бурение и при необходимости иметь возможность быстро восстановить темпы добычи. Сланцевая добыча в США и традиционные месторождения в Саудовской Аравии способны вернуть прежний уровень добычи очень быстро. На этом фоне появление дефицита нефти и быстрый рост цен на нее в ближайшие годы выглядят маловероятными.
Похоже, что правительство не намерено менять бюджетное правило. В случае роста цен, избыточные нефтегазовые доходы вновь будут пополнять ФНБ, из которого при низких ценах финансируется часть бюджетного дефицита; правительству пока нет нужды проедать резервы для преодоления последствий пандемии. Оно имеет возможность финансировать дополнительные расходы и за счет денежной эмиссии, и производя заимствования на финансовых рынках. Благо ставки сейчас очень низкие, а размер госдолга пока очень небольшой», — рассказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.
«Нефтяные цены могут резко вырасти в двух случаях: если мировая добыча заметно снизится, процентов на 20–30% (но тогда сырьевым экономикам будет нечем кормить людей), или если потребность экономики в сырье вдруг станет масштабной. Это тоже вряд ли, потому что и в финансово спокойное время не было таких просторов для развития. Нужно понимать, что в российских реалиях работает бюджетное правило, то есть все избыточные средства, полученные от продажи нефти, пойдут в «кубышку», которую неизвестно когда распечатают, и распечатают ли вообще. В экономику эти деньги попадут в крайнем случае, то есть для россиян принципиально ничего не меняется, будь нефть по $40 или $140», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Напомним, согласно данным Росстата, средняя зарплата в России составляет 48,3 тыс. рублей, в действительности доход более 70% граждан не превышает 25 тыс. руб., а 45% граждан живут на зарплату не выше 15 тыс. рублей, говорится в недавнем совместном исследовании страховой компании «Росгосстрах жизнь» и научно-технического центра «Перспектива», проведенном в июне. По оценкам Минтруда, потерять работу до конца года рискуют почти 1,3 миллиона россиян.
Сергей Путилов