ЦБ назвал ключевые риски для российской экономики
03 декабря 2019 18:06:49
Российской экономике по-прежнему угрожают обострение торговой и геополитической напряженности и, как следствие, замедление роста мировой экономики (по прогнозам МВФ, в 2019 г. темпы ее роста замедлятся с 3,6 до 3%). Что неминуемо отразится и на России, цитирует сообщение Центробанка ТАСС
Торговые войны приводят к снижению инвестиций и стагнации деловой активности, замедлению экономического роста, что давит на нефтяные котировки. Так, стоимость нефти марки Brent только за последние два квартала снизилась на 11,1%. Высокая волатильность на внешних финансовых рынках на фоне замедления мировой экономики может транслироваться и на российский рынок, предупреждает ЦБ. Сохраняются и внутренние риски, указывает регулятор: растет долговая нагрузка населения на фоне слабого роста реальных доходов граждан. За последние полгода такая нагрузка выросла на 0,4 п. п. до 8,9%, приблизившись к максимальному значению 9,3% в 2014 году. Негативно влияют на экономику также снижение внешнего спроса на российский экспорт, слабый рост инвестиций (за III квартал инвестиции выросли только на 0,8-0,9%).
«Наиболее осязаемый экономический риск для России на ближайшее время, на мой взгляд, это продолжение снижения доходов населения и расширение степени закредитованности россиян. Люди все еще пытаются сохранить более-менее приемлемый уровень жизни, и пока ставки по кредитам отступают, это работает. Однако с течением времени рисков невозврата кредитов станет больше, что окажется для банков неприятным сюрпризом. Ритейл сильно зависим от внутреннего спроса, который вряд ли будет пока расширяться. Еще один риск, смежный — рост налогов и сборов, власть все сильнее «залезает» в карман к россиянам, и свободных средств становится все меньше. Но бюджет надо наполнять, отступлений тут не будет. Какого-то серьезного ущерба от того, если нефть вдруг опустится несколько ниже и будет торговаться в пределах $50–60 за баррель, не будет: в казне и фондах денег достаточно. Проблема только в том, что они накапливаются и не расходуются в реальном секторе. Это было бы, пожалуй, даже лучшей «подушкой безопасности», если вдруг потребовалось бы опора экономике. Слабость потребителя, слабость доходов, бизнес в стрессе — все это проблемы, которые будут тормозить экономический рост, и чем дальше. тем сильнее», — сказала «Гражданским сислам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«На самом деле, все перечисленные риски достаточно реальны. Какой из них окажется наиболее вероятным и тяжелым в части последствий, будет зависеть от множества воздействующих на тот момент факторов. Так что сказать сейчас, какой из сценариев окажется наиболее реализуемым в течение года, крайне непросто: как показывает опыт, любые из причин, способных как негативно, так и позитивно влиять на состояние российской экономики, могут стремительно меняться. Достаточно вспомнить резкие скачки стоимости нефти, внезапное введение санкций, всплеск торговых войн между США и Китаем или внезапные обострения геополитической обстановки на Ближнем Востоке и Латинской Америке. При этом зависимость отечественной экономики от внешних шоков хотя и продолжает оставаться довольно высокой, но не превышает критические уровни: будучи глубоко интегрированной в мировую торговлю и кооперацию, наша экономика всё-таки в меру диверсифицирована и самодостаточна, для того чтобы в какой-то степени решать часть возникающих проблем самостоятельно. Даже при самом неблагоприятном развитии событий можно столкнуться с тем, что темпы прироста ВВП в следующем году снизятся до 0,3–0,5%. Чтобы они упали еще ниже, должно произойти нечто экстраординарное — например, глобальный экономический кризис в масштабах всей планеты. Впрочем, и поводов ждать роста ВВП выше 1,5–1,7% тоже немного: при самом оптимистичном сценарии нам, вероятнее всего, сильнее не разогнаться», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Сергей Путилов