Центробанк: российскому экспорту перестал помогать даже слабый рубль

Центробанк: российскому экспорту перестал помогать даже слабый рубль Фото © «Гражданские силы.ру»/Алёна Черепкова

13 апреля 2021 14:32:00

3263

Вместо падения отечественной валюты промышленности России нужны структурные реформы в экономике, но консервативный тренд в управлении страной этого не предполагает

Когда в России падает национальная валюта, некоторые экономисты успокаивают: ничего, зато ориентированная на экспорт промышленность воспрянет, а потом и вся экономика подтянется. Действительно при снижении курса рубля продажа российской продукции за рубеж автоматически становится более выгодной, ведь выручка в пересчете на рубли тогда увеличивается пропорционально росту курса валюты. Это в философском смысле мечта русского человека – ни качество, ни объем продукции можно не повышать, а денег получаешь больше.

Однако и слабый рубль перестал помогать производству, говорится в аналитической записке сотрудников Центробанка «Что мешает российскому экспорту: результаты опроса предприятий».

По заказу Банка России специалисты опросили представителей 499 российских компаний, из которых 64% являлись экспортерами своей продукции. Результат опроса не радует: итоги исследования свидетельствуют о низкой заинтересованности в экспорте среди производителей, которые пока не присутствуют на зарубежных рынках, и отсутствии среднесрочных планов по экспорту у большинства уже действующих экспортеров. Так, 90% ранее не продававших за границу свою продукцию компаний не планировали заниматься экспортом и в ближайшие три года. Среди экспортеров только 35% имели планы по поставкам своей продукции за рубеж в этот период.

Мешают развитию экспорта прежде всего внутренние проблемы, связанные с конкурентоспособностью производимых ими товаров. Выходу новых компаний на внешние рынки препятствует плохое качество, или, как выражаются в докладе, «несоответствие качества производимой продукции экспортному спросу» (отметили 36%). Для действующих экспортеров расширению поставок за рубеж мешает высокая себестоимость производства (отметили 29%). В этой ситуации устранение ограничений, связанных с транспортно-логистическими проблемами и барьерами на внешних рынках, безусловно, снизит издержки экспорта, но не решит проблему повышения производительности и создания в России глобально конкурентоспособных производств. Для этого нужны структурные изменения в экономике. О таких изменениях, то есть об экономических реформах в России, заметим, перестали говорить два десятилетия назад.

Слабый рубль, на который уповают экономисты-государственники, тоже плохо влияет на ситуацию.

«Динамика валютного курса не оказывает существенного влияния на диверсификацию экспорта. Слабый рубль увеличивает маржинальность существующего экспорта, прежде всего продукции низких переделов, однако на объемы экспортных поставок влияет незначительно. Дело в том, что для вывода на зарубежные рынки новых товаров, особенно с высокой добавленной стоимостью, требуется высокопроизводительное современное оборудование, значительная доля которого импортируется», — говорится в докладе.

Действительно, согласно данным опроса представители почти половины экспортирующих компаний (49%) считали, что курс рубля в 2019 году не способствовал модернизации производства. Для современной экономики характерны трансграничные цепочки создания добавленной стоимости, которые повышают общую эффективность и конкурентоспособность производства. Поэтому для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, как правило, требуется импорт: комплектующих, составляющих, отдельных видов сырья. При ослаблении рубля импортные издержки растут, что делает экспорт менее эластичным по валютному курсу, отмечают в Банке России.

Тем не менее пока Россия наращивает поставки несырьевых неэнергетических товаров. По информации Российского экспортного центра, в 2020 году страна поставила за рубеж неэнергетических товаров на сумму 161, 3 млрд долларов (в 2018 году – 154,3 млрд долларов, в 2019 году – 155,1 млрд долларов). Объем экспорта увеличился за счет продажи товаров из таких областей производства, как металлопродукция, машиностроение, продовольствие и химические товары. Серьезный прирост в продажах показали пшеница и полиэтилен.

Экономист Михаил Делягин, как говорится на его сайте, считает, что пока с экспортом из России не все плохо: «Миф о России как о стране-бензоколонке насаждается эффективно, системно, как и миф о красном плаще Дзержинского, как и миф о том, что в СССР ничего, кроме галош, не производилось. Либералы придумывают мифы, чтобы Россию унизить и превратить нас в «Адольфов» (даже не Иванов), не помнящих родства. Много мифов насаждается нашим руководством, чтобы на фоне прошлых событий обелить собственное лицо, прикрыть беспомощность. В России действительно ощутимый несырьевой экспорт, это правда. Что касается утверждения о стране-бензоколонке, не знаком ни с одной бензоколонкой, на которой торговали бы нефтью. На бензоколонках обычно бензином торгуют. Мы же экспортируем за границу сырую нефть и сырой газ в значительных объемах, и гордимся этим!»

Эксперты говорят, что неутешительные обстоятельства исследования Банка России могут усилить пессимистические настроения о перспективах российской экономики, и так испытывающей проблемы из-за внешней санкционной нагрузки.

Власти уже ждут, что Запад готовит нам новые неприятности — вице-премьер Юрий Борисов заявил о возможной блокировке торговли с США всей высокотехнологичной продукцией.

«Администрация Байдена с сентября фактически вводит «кокомовские» списки (Координационный комитет по экспортному контролю (КоКом) — международная организация, в эпоху холодной войны составлявшая перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в СССР и другие соцстраны – прим. ред). То есть в Россию по их желанию будет запрещен экспорт всей высокотехнологичной продукции, какой они посчитают нужным», — сказал чиновник.

Новые ограничения могут привести к разрыву действующих контрактов в авиаотрасли. Притом, что сейчас российскому авиастроению гарантированные поставки различной западной продукции необходимы. Если американская компания в одностороннем порядке договор расторгает, «разве можно строить деловые отношения в такой ситуации?» – сетует вице-премьер.

Борис Куркин
Теги: Центробанк, экспорт, рубль