Галлюцинации Минфина: экономика России стала меньше зависеть от цен на нефть и санкций?
08 октября 2018 22:12:27
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Россия стала меньше зависеть от внешних факторов, хотя экономика перенесла двойной удар: снижение цен на нефть и санкции.
«Мы научились реагировать на те ограничения, которые введены, мы начали развивать свою собственную экономику, собственную промышленность, сельское хозяйство», — сказал Силуанов в программе «Путин. Кремль» на телеканале «Россия-1».
В действительности подобное заявление едва ли в состоянии прикрыть то простое обстоятельство, что куда больший ущерб российской экономике наносят не внешние, а внутренние факторы. При этом Силуанов не постеснялся с телеэкрана ударить в литавры мнимых успехов в то время, как в промышленности — застой, иностранный капитал бежит из России, рост ВВП показывает минимальные значения. Заверения главы Минфина о том, что Россия якобы стала более независимой с точки зрения внешних импортных технологий способны вызвать разве что гомерический хохот. Тем более, что буквально на днях премьер-министр Медведев назвал зависимость России от импортной радиоэлектроники «критической». Например на российских спутниках стоит до 80% импортных микросхем, в частности китайских.
«Зависимость российской экономики от состояния цен на нефть — совершенно прямая, у нас в этом году двойной профицит бюджета исключительно благодаря ценовому ралли на рынке нефти. Без взлета цен на «черное золото» отечественная казна оставалась бы дефицитной, как и в прошлые годы. Это не было запланировано, оказалось приятным сюрпризом для властей, но совершенно точно не является основанием для рассуждений о снижении зависимости экономической системы от нефтегазовых доходов. Российская экономика остается экономикой сырьевого типа, и несколько лет работы программы импортозамещения показали, что во всех секторах, кроме сырьевого, есть серьезные проблемы с производством. Что касается санкций, то здесь работает определенный эффект привыкания к ограничениям. Логично, что экономика подстраивается под новые условия. Явного стресса в моменте здесь сейчас нет, но это не значит, что новые санкционные удары не заденут экономику», — сказала «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Мы же понимаем, что господин министр финансов говорит это для двух аудиторий: Кремля и аудитории центральных телеканалов. Вряд ли такие заявления примут на веру экономисты или представители делового сообщества. Согласно докладу Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов в первой половине 2018 года составила 45,6% от общего объема доходов бюджета РФ, что на 5 процентных пунктов больше, чем годом ранее. Разве почти половина доходов бюджета не зависит от цены на нефть или от валютного курса? Разве цены на нефть и валютный курс перестали быть внешними факторами и стали внутренними? Недавний отказ от размещения ОФЗ из-за падения спроса инвесторов, отказ от закупок валюты на бирже из-за чрезмерного ослабления рубля — все это также сложно считать проявлениями меньшей зависимости от внешних факторов. Возможно министр финансов считает проявлением меньшей зависимости тот факт, что рубль перестал укрепляться на фоне роста нефтяных цен, а наоборот ослабел настолько, что баррель нефти уже стоит свыше 5 500 рублей по сравнению с 3 000 рублей в среднем, как было раньше. Причинами такого явления слали заниженная цена отсечения в бюджетном правиле, а также введенные и ожидаемые новые санкции. Из этих двух факторов только первый можно считать внутренним фактором, а второй — точно внешний. Возможно под меньшей зависимостью нашей экономики от внешних факторов министр считает тот факт, что несмотря на рост цен на сырьевые товары (нефть подорожала на треть), сама экономика не спешит расти: по прогнозу МЭР ВВП РФ вырастет в 2018 году всего на 1,8%. Тут я вынужден согласиться: экономика перестала позитивно реагировать на рост экспортных цен. И в этом, конечно большая коллективная заслуга правительства, включая его экономический блок», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
«На сегодняшний день все чаще обсуждается вопрос о снижении уровня зависимости российской экономики от внешних факторов, так же как и зависимость рубля от нефтяных котировок. На мой взгляд все не так позитивно, как это преподносят нам представители Минфина. После отказа Банка России от скупки валюты на открытом рынке, можно предполагать частичное восстановление корреляции российского рубля с ценами на «черное золото». Поэтому, несмотря на новые санкции со стороны Вашингтона, рубль продолжил уверенный рост вслед за ценами на нефть, достигнувшими пиковых значений. Пара же доллар/рубль вторит движению нефтяных цен и несколько торговых сессий подряд развивает коррекционное движение вслед за нефтью. В случае снижения зависимости нашей экономики от вешней конъюнктуры вырастет интерес со стороны иностранных инвесторов, а за ним и стоимость российского рубля. Констатировать полную независимость сегодня не представляется возможным, а снижения ее уровня — вопрос спорный. Для достижения подобных целей необходим ряд мер для модернизации систем валютного регулирования в стране. При текущих основных таргетах денежно-кредитной политики Центрального Банка, учитывая ситуацию на мировом рынке «черного золота», здоровье экономик развивающихся стран, говорить об ощутимой раскорелляции экономики России с внешними факторами будет возможно ближе к концу 2019 года», — отметил в беседе с корреспондентом издания аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Константин Кузьмин.
Сергей Путилов