Минфин предложил передать в частные руки «Аэрофлот» и РЖД
27 сентября 2019 10:02:01
Министерство финансов РФ выступило с инициативой включить в программу приватизации на 2020-2022 гг. ряд крупных госактивов, в том числе «Аэрофлот», РЖД, «Первый канал» «Зарубежнефть» и Государственную транспортную лизинговую компанию
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом межведомственного обсуждения проекта.
Большинство этих компаний ранее входили в план приватизации на 2014-2016 гг. Однако в плане 2017-2019 гг. их уже не было. Ранее министр экономического развития Максим Орешкин в интервью РБК заявлял, что ведомство считает нужным приватизировать банки, находящиеся под контролем ЦБ. По плану доля государства в экономике должна снизиться с текущих 46-47% до 42%.
Почему государство именно сейчас озаботилось приватизацией: не хватает денег в казне, или пробудилось желание более эффективно управлять активами? Каковы шансы, что Аэрофлот и РЖД перейдут в частные руки? Как это скажется на ценах и качестве их услуг?
«Основной мотив вывода таких компаний-гигантов на приватизацию – всё-таки улучшить эффективность управления, а вовсе не деньги в бюджет, где у нас и без того большой профицит. Правительство в деньгах буквально «купается», не зная, что с ними делать. Все видим, и президент это видит: нацпроекты до сих пор профинансированы не более чем на 30% не из-за нехватки средств, а именно потому что нет чётких планов, понимания, как с толком распределить финансы, чтобы выделенные средства не проваливались в экономику, как в прорву. А опыт и очень многих стран да и российской нефтяной индустрии, и наших металлургических предприятий показал: группа частных собственников на основе максимальной личной заинтересованности всегда лучше доведёт дела в компании до ума. Будет и своевременность модернизации технологических процессов отслеживать, но и жёстко контролировать расходы на эти цели. А в случае «Аэрофлота», допустим, компания совершенно очевидно стала «борзеть», чувствуя себя всё больше монополией и год от года всё меньше заботясь о качестве услуг, об их доступности, о своём имидже в глазах потребителя, наконец. Вытеснение нормальных эконом-тарифов безбагажными почти по прежним ценам, в результате чего билеты с багажом фактически заметно подорожали, во многом неоправданная ценовая политика на международных направлениях, причудливо работающая программа накопления миль, за которые приобрести билет удаётся потом, как правило, лишь на сравнительно непопулярные рейсы в самое неудобное время и только физически в офисе, сводящая до уровня карикатуры идею лоукоста дочерняя компания «Победа» – какая ещё другая авиакомпания у нас позволяет себе так обращаться с наработанной за годы и в прошлом весьма лояльной клиентской базой? Всё это вряд ли добавляет «Аэрофлоту» очков в глазах пассажиров, а пул акционеров мог бы подойти и к этим, и ко многим другим вопросам иначе, оценив картину свежим взглядом. Приватизировать «Аэрофлот» поэтому и необходимо, и вполне реально. Найти крупных акционеров на РЖД будет сложнее, но, пожалуй, на железной дороге и куда больше порядка, и если правительству не удастся на приемлемых условиях организовать приватизацию РЖД, и эту идею придётся отложить, или и вовсе от неё пока отказаться – не так страшно», – считает Евгений Удилов, руководитель департамента образования Института Трейдинга и Инвестиций «Феникс».
«Казне нужны деньги, и программа приватизации – один из немногих действительно работающих механизмов. Кроме того, снижение доли государства в бизнесе – это хороший сигнал, в том числе и для иностранного инвестора, который увидит уменьшение влияния властей и, может быть, захочет инвестировать. Однако я бы не стала переоценивать планы по приватизации: для того чтобы купить пакеты акций таких крупных компаний, как «Аэрофлот» или РЖД, нужны серьезные деньги, внутри страны таких покупателей нет, иностранцы пока проявят осторожность», – поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«Шансы на это, конечно же, есть. И дело не только в стремлении получить деньги для бюджета, но и в объявленном ранее намерении повысить эффективность управления активами, улучшить их операционные результаты, повысить инвестиционную привлекательность государства. Но так как вопрос приватизации зависит в первую очередь от ситуации в экономике, то не факт, что она состоится именно в указанный период. Не исключено, что, как и раньше, приватизация может быть перенесена на более благоприятное время, а включение этих активов в список является всего лишь организационной мерой, призванной соблюсти соответствующие правовые нормы, продемонстрировать инвесторам намерение властей. Важно и то, какие именно пакеты указанных компаний будут предлагаться к продаже, на каких условиях. Что касается стоимости и качества услуг этих компаний после приватизации, то вряд ли стоит ждать их кардинальных изменений, по крайней мере, в ближайшее время. Да, понятно, что новые собственники будут заинтересованы в скорейшем возврате своих вложений и получению прибыли, однако они вряд ли пойдут на значительное увеличение стоимости услуг указанных компаний. Они слишком известны на рынке, у них определённая репутация, и новым собственникам ни к чему менять всё это, к тому же и конкуренты компаний могут получить значительные преимущества, в случае если цены вырастут. Скорее всего, изменения в ценовой политике компаний после приватизации будут происходить постепенно, а качество услуг новые владельцы попытаются держать на должном уровне, не снижать его. Не стоит забывать, что громкие имена компаний вносят значительный вклад в стоимость их бизнеса, и в интересах новых собственников сохранить это как можно дольше», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ».
Сергей Путилов