Нужна ли России Всемирная торговая организация?

Фото из открытых источников

06 ноября 2019 11:52:34

6176

Замены многосторонней торговой системе и Всемирной торговой организации (ВТО) не просматривается, несмотря на существующие недостатки, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам визита в Таиланд

Организация, формально возникшая в 1995 году, но идея которой появилась еще в ходе Второй мировой войны (когда великими державами обсуждались принципы послевоенного устройства мира), в последние годы испытала ряд серьезных ударов. Основным виновником того, что ВТО рискует превратиться лишь в тень некогда представительного органа,  является жесткий протекционизм президента США Дональда Трампа. Последний не только является возмутителем спокойствия, благодаря таможенным войнам, но и неоднократно грозил вывести Америку из Всемирной торговой организации. Он считает, что это членство навязывает его стране и подрывает усилия национальных производителей. Чтобы поддержать конкурентоспособность американкой экономики глава США развязал таможенные войны с Китаем и  ЕС.

Россия, которая стремилась к вступлению в этот некогда престижный экономический клуб на протяжении почти двух десятков лет и достигла этого только в 2012 году, сейчас действует по принципу все хорошо, что плохо для нашего врага, то есть Соединенных Штатов. Мало задумываясь насколько это полезно для тех же российских производителей. Российские власти при каждом удобном случае стараются подчеркнуть свою приверженности принципам экономической открытости и торгового либерализма. При этом, не следует забывать, что РФ в 2014 году продуктовое эмбарго против США и Евросоюза, что мало согласуется в основополагающими идеями ВТО, замышлявшегося как инструмент устранения торговых барьеров в глобальном масштабе. 

«Да, там много недостатков, много недоговоренностей, целый ряд стран заняли достаточно жесткую позицию по отношению к ВТО, — отметил Медведев. — Я имею в виду прежде всего США, которые в последнее время достаточно усиленно расшатывают устои этой организации, не признают действия юрисдикционного органа ВТО, хотят менять правила. Но что бы мы ни говорили, в настоящей современной жизни товарные потоки подчиняются общим закономерностям. Товарные потоки ходят по общим правилам, и международная торговая система тоже должна регулироваться на основе общих правил. Я уверен, что в конечном счете мы все равно придем к осознанию ценности таких международных организаций, и они восстановят свое регулятивное значение. Во всяком случае, РФ этому всячески будет способствовать».

Можно ли сказать, что времена ВТО безвозвратно уходят в прошлое и чем дальше, тем сильнее каждая страна будет сама за себя?

«Организация, не просто определяющая основные правила международной торговли, но и контролирующая их выполнение, а также обеспечивающая необходимые меры воздействия в случае возникновения дисбалансов, однозначно нужна. Современные реалии, в которых практически любые национальные экономические процессы интегрированы в процессы мировые, а международная кооперация не только стала обычным явлением, но представляет собой необходимое условие для существования ряда производств, отсутствие единых «правил игры» очень быстро нарушит сложившиеся балансы и приведет к многочисленным разрывам сложившихся кооперативных связей. А это чревато резким, глубоким и весьма длительным торможением всей мировой экономики. Другое дело, что быть идеалом во всем в принципе невозможно. Даже, если бы ВТО возглавляли исключительно компетентные специалисты, да еще и с признаками святости, все равно нашлось бы немало шероховатостей в работе столь крупной и сложной организации. Неудивительно, что кто-то работой ВТО доволен, кто-то – нет, а кто-то, понимая, что регулирующий орган необходим, но он требует постоянного совершенствования, чтобы соответствовать меняющимся требованиям мирового рынка, признает необходимость реформ. Отжила ли своё ВТО? Конечно, нет. Другое дело, насколько глубокими и продолжительными станут возможные реформы организации, если к таковым придется прибегнуть. Сохранит ли организация свой нынешний статус, наименование, структуры и полномочия или претерпит существенные изменения, сказать трудно. Также непросто оценить, сколько та или иная страна приобретает и теряет при вступлении в ВТО. Да, членство в этой организации предполагает жёсткое следование определённым правилам, касающимся ценовой политики, борьбы с монополиями, определением квот на поставку тех или иных товаров. Что может восприниматься как негатив. Но эти же правила в иных ситуациях, наоборот, могут обеспечить защиту национальных производителей и экспортеров, честную и прозрачную конкуренцию, не допустить чрезмерного влияния лоббирующих свои интересы группировок. Иными словами, как любой сложный механизм, призванный регулировать одновременно огромное количество непростых процессов, ВТО в определенных ситуациях выглядит однозначно необходимой и полезной, а в других может показаться кому-то излишне довлеющей над определенными экспортно-импортными потоками», — сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

Следует вспомнить, что процесс вступления России в ВТО был мучительно трудным не только из-за того, что страна в девяностые годы (когда был взят курс на членство в этой организации) переживала  последствия постсоветской ломки социально-экономических устоев, но и по причине сопротивления отечественных лоббистов, считавших, что надо защитить российских производителей от дешевого импорта. В «золотые» двухтысячные, когда экономика, благодаря высоким нефтяным ценам пошла вверх и началась накачка несырьевого сектора бюджетными ассигнованиями, Россия стала предлагать хотя и не широкую, но довольно конкурентоспособную номенклатуру на мировой рынок (те же грузовые автомобили), объективно мы были заинтересованы в ВТО. Сейчас, когда российская экономика превращается  в болото вопрос о том, нужно ли нам открывать свой рынок для иностранной продукции во многом решен за счет санкций и ответного антизападного эмбарго. Если не открывать рынок, то население попросту одичает, поскольку толком делать ту же бытовую технику и электронику мы так и не научились. Вот только, открытость у нас получается все больше с китайским уклоном. И это бы еще полбеды. Когда Россия закрылась от западного продовольствия, то в стране начал активно развиваться свой аграрный сектор. Затопившая Россию лавина китайского не только ширпотреба, но и электроники, делает неконкурентоспособными еще только начавшие пробиваться ростки отечественного высокотехнологичного производства. И то правда, зачем делать свое, если дешевле купить в Китае? Но политическая конъюнктура, как известно из российско-китайских отношений советского периода, весьма изменчива. А тем временем на российских военных спутниках и оборонных системах стоят все те же китайские микросхемы. В этом смысле Кремлю действительно выгодно членство в ВТО, поскольку без беспрепятственны поставок с этикеткой «Сделано в Китае» у нас рухнет все — от потребления до оборонной промышленности. Поэтому Путин никогда не станет Трампом, отгородившимся от китайской продукции высокими таможенными пошлинами. Да и стратегическое партнерство Москвы с Поднебесной, тоже прекрасно вписывается в принципы либерализации торговли, предписываемые ВТО. Вот только, кто больше выигрывает от этого партнерства и как быть с импортозамещением в сфере высоких технологий, вместо того, чтобы отовариваться в Китае, вопрос пока остается открытым.

«Миру явно нужна более масштабная и влиятельная структура, чем ВТО. В конце концов, эта идея себя уже изжила и нуждается в смене парадигмы. Торговые войны за рынки сбыта и сферы влияния могут здорово навредить мировым экономикам, поэтому все торговые процессы, в идеале, должны быть регламентированы. Может быть, есть смысл в объединении в картели по производственным и торговым направлениям, может быть, эта структура должна быть многофункциональной, но жесткой и способной защитить зону свободной и здоровой конкуренции. В противном случае, каждый будет биться сам за себя и так, как умеет — сейчас это отлично видно на примере торговых взаимоотношений между США и Китаем. В проигрыше, как обычно, рядовой потребитель», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: Всемирная торговая организация, Россия, экономика