Отечественный авторынок упал впервые за два года

Фото: autoassa.ru

07 марта 2019 20:09:03

2404

Впервые почти за два года в РФ снизились продажи новых легковых авто. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в феврале 2019 года они сократились на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 128,4 тысячи штук. Среди причин этого эксперты называют повышение НДС, девальвацию рубля и сокращение поддержки государством программ льготного автокредитования. Кроме того, стагнация реальных доходов граждан также не способствует росту продаж.

Потребительская уверенность снижается уже несколько месяцев, поэтому переход в область отрицательных значений не является полностью неожиданным, цитирует ТАСС слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. По мнению эксперта, в данный момент перспектива не выглядит слишком обнадеживающей, поскольку недавно озвученные правительством меры поддержки продаж автомобилей, например для молодых семей, слишком ограничены в масштабе, чтобы произвести решительные перемены к лучшему.

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в 2018 году перевалила за 1,4 млн рублей, показав рост примерно на 8%. Простым россиянам все чаще не хватает собственных средств на дорогостоящее приобретение, и они залезают в кредиты. По оценкам Национального бюро кредитных историй (НБКИ), сумма таких займов, выданных в прошлом году, составила рекордные 602 млрд рублей, что на 20% больше показателя предыдущего года.

«Похоже, что автомобиль для большинства россиян снова становится предметом роскоши. Из-за роста ставки НДС и довольно шаткого положения российского рубля розничные цены на автомобили становятся выше. Вдобавок ко всему, в начале года автопроизводители традиционно повышают цены на машины нового года выпуска, это тоже определенный плюс к ценнику. Одновременно платежеспособность россиян остается очень скромной, а доходы не растут уже пять лет. На таком фоне снижение продаж сектора автопрома вполне закономерно. Более того, это, скорее всего, устойчивая тенденция, которая в ближайшие 6-10 месяцев будет только закрепляться», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Другие эксперты, хотя и признают серьезные проблемы на авторынке, тем не менее настроены более оптимистично.

«Снижение продаж в феврале связано с общей экономической ситуацией в стране, нестабильным курсом рубля, повышением НДС и ставки ЦБ, что уже привело к сокращению доли продаж автомобилей в кредит в феврале. Кроме того в январе-феврале 2019 года у дилеров на складах было мало доступных автомобилей 2018 года выпуска (стоки активно раскупили еще в ноябре-декабре в преддверии грядущего роста НДС и повышения цен на автомобили), а автомобили 2019 года выпуска еще не поступили на склады. Во втором квартале ожидается восстановление положительной динамики авторынка и доли продаж автомобилей в кредит. Этому поспособствуют программы господдержки, рассчитанные на массовый сегмент, и программы поддержки от автопроизводителей для автомобилей премиум-сегмента. В 2019 году рынок останется примерно на уровне прошлого года, максимально возможный рост +5%. Такой рост возможен за счет массового сегмента и активных продаж АвтоВАЗа, KIA и Hyundai», — отметил в беседе с изданием генеральный директор Порше Центр Таганка Алексей Забелкин.

«Прежде всего, хотелось бы отметить, что динамику российского автомобильного рынка в последние два года, сложно назвать ростом. Да формально с 2016 по 2018 гг.количество проданных легковых и легких коммерческих автомобилей выросло с 1,4 млн до 1,8 млн штук. Но давайте не будем забывать, что с 2012 по 2016 гг., тот же показатель рухнул с 2,9 млн до 1,4 млн штук. Падение автомобильного рынка началось еще до девальвации рубля, обвала цен на нефть, санкций и прочего, и было сопряжено с замедлением российской экономики. А уже в 2014-2016 гг. к этому добавились девальвация, падение нефти и другие факторы, которые лишь усугубили и ускорили спад. Это значит, что в его основе лежат структурные проблемы российской экономики, а не конъюнктурные, иначе мы бы увидели более сильный отскок, учитывая предшествующее падение. То есть можно сказать, что структурные причины падение российской экономики и как следствие автомобильного рынка, так и не были решены. А отскок продаж автомобилей с 2016 года произошел, прежде всего, на кредитной «накачке» отложенного спроса, программах государственной поддержки и относительно стабильной инфляции. Теперь же, отложенный спрос россиян по большому счету исчерпан, банковские ставки растут вместе с инфляцией, а объем государственных программ сокращается. Поэтому крайне вероятно, что показатели продаж автомобилей 2018 года могут стать пиковыми, после чего последуют замедление роста и спад. Что же касается возвращения российского автомобильного рынка к уровням 2012 года, то пока не будут решены структурные экономические проблемы это невозможно. Россияне в этой ситуации будут вести себя соответственно, наиболее обеспеченная категория граждан свои автомобильные предпочтения оставят без изменений, даже в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации, среднеобеспеченная категория увеличит срок эксплуатации текущего автомобиля, а при выборе нового будут исходить из соотношения цены, качества и предлагаемого функционала. И наконец, для наименее обеспеченных россиян новый автомобиль будет становиться предметом роскоши, и больший упор будет делаться на «вторичке», но в случае приобретение нового автомобиля, главным ориентиром будет низкая цена», — сказал «Гражданским силам.ру»  главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

Сергей Путилов

Теги: авторынок, Россия