Отток капитала из акций и облигаций России не прекращается
19 октября 2018 18:20:14
Совокупный чистый отток капитала с фондового и долгового рынков РФ со стороны фондов (с учетом всех фондов, инвестирующих в акции и облигации РФ) за неделю с 11 по 17 октября 2018 года составил $130 млн по сравнению с оттоком $205 млн неделей ранее.
Об этом свидетельствуют данные EPFR Global.
Как указывал ранее регулятор, за первые 9 месяцев текущего года чистый отток капитала из РФ вырос в 2,3 раза в годовом сопоставлении до $31,9 млрд (годом ранее — $13,7 млрд). В соответствии с уточненным в сентябре прогнозом Банка России, чистый вывоз капитала из страны по итогам нынешнего года будет на уровне $55 млрд.
«Гражданские силы.ру» попросили экспертов объяснить, с чем связан, продолжающийся отток капитала и чем это может грозить российской экономике.
«Отток капитала – это не только вывод средств за рубеж в офшоры, но и покрытие обязательств по кредитам зарубежных банков, покупка иностранных товаров и услуг, а также выход иностранного спекулятивного капитала из-за возможных санкций и переход в США, где ставки выросли до максимальных за предыдущие два десятилетия цифр (более 3,4%). В этом году изменение стоимости импорта при его абсолютном небольшом приросте, как и передача траншей по кредитам, имеет серьезную разницу из-за ослабления рубля, который до сих пор восстанавливает свои позиции. Для фондового рынка основным фактором перекладывания активов зарубежных участников рынка стал момент обнародования новых возможных санкций и переход в США на более привлекательные по валюте ставки. Отток спекулятивного капитала по всему миру довольно велик и он замещает потери США от вывода ЗВР центробанками многих стран мира (в этом году исход был массовым), но на развивающихся рынках производит впечатление серьезной потери. В то же время, дедолларизация экономики России, объявленная США в начале осени, может состояться только для госбанков, т.е. исключить страну полностью из оборота не получится. Эта причина уже слабее влияет, чем еще неделю и две назад, но пока держит также в напряжении участников рынка. Если ЦБ не сможет удержать созданный им для себя диапазон валютной ликвидности, то он сможет включить и печатный станок (официально), но поступления от экспорта перекрывают все потребности по валюте, поэтому в ближайшие месяцы необходимости в увеличении ликвидности отечественной валюты для этих целей нет (ликвидность нужна для реальной экономики). Что касается роста инфляции, то ослабление рубля привело к увеличению цен на импортные товары, которые занимают более половины объема, поэтому давление на цены будет двигать и инфляционные ожидания», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ООО «Аналитический центр «Сэлсбери» Владимир Пейсатый.
По мнению главного аналитика ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антона Быкова, «понять влияние оттока капитала на экономику проще всего через сравнение».
«Представим, что страна — это автомобиль, а ее экономика — это двигатель. Для движения автомобиля необходимо обеспечить соответствующий уровень внутреннего давления, иначе не получится создать необходимый крутящий момент. Созданием давления в двигателе занимается топливо, а в экономике деньги. Теперь давайте представим, что национальная экономика, например, российская, после сложного и опасного поворота вышла на такой участок дороги, где можно и нужно увеличить скорость. И вот «водитель» нажимает на педаль газа, а автомобиль что называется «не тянет». Останавливаться нельзя, в рыночной экономике это автоматически вызовет кризис, и вот мы на ходу пытаемся понять причину. Смотрим на датчик топлива и видим, что оно уходит слишком быстро. И вроде бы ничего страшного, самое главное что едем, но, во-первых, все страны участвуют в гонке, а во вторых, мы можем попасть на горный участок трассы, где национальной экономике не хватит топлива для его преодоления, и мы рискуем скатиться обратно. Теоретически можно и заправиться, но у российской экономики такая опция практически отсутствует из-за санкций, а то, что доступно, очень низкого качества (это либо краткосрочные кредиты, либо спекулятивные деньги). Так как устранить «поломку» не получается, критически важным становится необходимость как можно большего запаса «топлива». Это, конечно, замедляет нас и не решает главной проблемы, но, по крайней мере, мы проедем дальше, а там, глядишь, может что-то и наладится. План выглядит не убедительным, но, судя по всему, другого у российских властей нет. Поэтому все сверхдоходы от продажи нефти направляются в ФНБ (запасные канистры). В правительстве России лидирующие роли занимает финансовый блок, который во главе с Антоном Силуановым на все вопросы отвечает коротко, как и глава правительства – «денег нет». В такой ситуации экономическим и монетарным властям в лице МЭР и Банка России остается лишь фиксировать и констатировать происходящее за окошком. А там как раз видно, что на дороге начинается подъем (санкции, отток капитала с развивающихся рынков, торговые войны), но не видно, где он может закончиться. Поэтому подопечные Максима Орешкина и Эльвиры Набиуллиной констатируют, что отток капитала начинает увеличиваться, скорость роста экономики уменьшается, а инфляция, которая у нас носит преимущественно немонетарный характер, начинает расти. Не хочется поддаваться пессимистическим настроениям, но очевидно, что макроэкономические параметры российской экономики в ближайший год, вероятно, будут ухудшаться. Отток капитала будет держаться около исторически среднего значения в $55-75 млрд в год, рост ВВП в первом полугодии 2019 года, вероятно, замедлится до 1,0-1,5% г/г, а может быть и ниже. Безусловно, нас ждет всплеск инфляции, который точно превысит официальные прогнозы», – отметил эксперт.
«У роста оттока капитала несколько причин: здесь и влияние санкций, и ожидание новых санкций, и изменение доходностей и рисков на мировых финансовых рынках. Повышение ставок Федеральной резервной системой США само по себе ударяет по многим товарным и финансовым рынкам, так как в условиях роста риска замедления мировой экономики стимулирует отток капиталов инвесторов из рискованных активов в качество. Риски инвестиций в российские активы кроме того возрастают в ожидании новых санкций, что не всегда компенсируется достаточно высокой доходностью. Но большую часть оттока должно было составить плановое погашение внешних займов при ограничении снижения возможностей для российских компаний и банков нового кредитования из-за рубежа в условиях санкций. Согласно доступному Графику внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2018 года, опубликованному Банком России в июле, в 4 квартале предстоит погасить еще 26,5 млрд долларов, причем половина этой суммы придется на декабрь. Однако фактор оттока капитала не повлияет на показатели инфляции, это не связанные вещи. Инфляция в России сдерживается низким потребительским спросом в условиях отсутствия роста доходов населения. Повлиять на темпы роста инфляции в следующем году может рост цен на товары из-за поднятия ставки НДС, а также через подорожание бензина из-за повышения почти в полтора раза ставок акциза на моторные топлива. Дополнительное влияние на инфляцию может оказать значительная денежная эмиссия Центробанком или рост инвестиций в инфраструктурные мегапроекты, но вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Кажется, в ЦБ нет таких планов, а мегастройки начнутся только через год. Поэтому я не ожидаю в следующем году существенного роста инфляции, может быть процентов до 6, вряд ли более», – сказал «Гражданским силам.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Сергей Путилов