Правительство израсходует 25 млрд рублей на поддержку отечественного автопрома

https://www.kolesa.ru

22 мая 2020 13:27:57

1350

Из-за кризиса и падения спроса автомобильная промышленность в России получит из бюджета 25 млрд руб.

Об этом в ходе открытого совещания правительства заявил премьер Михаил Мишустин, сообщает «РБК». 

«Мы также продолжаем поддерживать отрасли и предприятия, пострадавшие из-за распространения коронавирусной инфекции. По поручению президента выделим 25 млрд руб. на поддержку автопрома. Из них 5 млрд руб. направим на закупку автомобилей скорой медицинской помощи. Кроме того, средства пойдут на льготное автокредитование и лизинг, а также на обеспечение опережающих закупок отечественной автомобильной техники для нужд компаний и корпораций с государственным участием», — рассказал глава правительства.

Насколько актуальна такая мера для автопрома, удастся ли остановить падение авторынка?

«Транспортное машиностроение, в том числе автомобилестроение — важный технологический и стратегический ресурс современного государства, поэтому нельзя оставлять эту отрасль без поддержки на грани выживания. Автомобильное производство и в обычное время низкорентабельно, не каждый год сводя концы с концами в условиях высокой технологической и маркетинговой конкуренции. А сейчас, на фоне эпидемии, автозаводы вынуждены сокращать свои производственные программы, останавливать сборочные конвейеры, отправлять работников в отпуска и вводить сокращенную рабочую неделю. На время падения рынка государственные закупки специальной техники становятся важной поддержкой. Программы льготного автокредитования и автолизинг доказали свою эффективность для поддержки авторынка и в предыдущие годы. Они могут помочь и в этот раз восстановлению авторынка, когда ограничения, вызванные эпидемией, будут сняты, и жизнь начнет возвращаться в нормальное русло. Само по себе падение нефтяных цен, спровоцированное пандемией коронавируса, могло бы привести к падению продаж новых автомобилей на российском рынке на 15–20% из-за снижения доходов населения и его покупательной способности. Введение режима самоизоляции и вовсе парализовало работу автодилеров, обрушив в апреле продажи новых легковых и коммерческих автомобилей на 72% по сравнению с апрелем прошлого года. Вряд ли и май будет намного лучше. Ситуация на рынке начнет выправляться только во второй половине года, но в целом по итогам года снижение продаж может составить более 30%», — сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ».

«Автопром был и остается в России дотационным и совершенно несамостоятельным — и по причине высоких цен, и в связи с отставанием от западных аналогов, и ввиду низкой платежеспособности населения. Отказаться от поддержки автопрома власти не могут, в большинстве случаев эти предприятия градо- и системообразующие, то есть их остановка принесёт с собой потерю большого количества рабочих мест. Перезапустить конвейеры можно, равно как можно и ограничить их работу в периоды низкого спроса на автомобили, но ключевой проблемы это не решает. В данном случае автопром получит госзаказы на автомобили скорой помощи, что неплохо. Но сумму по этой статье в 5 млрд рублей стоит увеличить в несколько раз, тогда будет польза и медикам, и автопрому», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«Меры поддержки бизнеса в связи с пандемией в большей степени охватывают малый и средний бизнес, и на крупные компании, вроде нас, влияет в крайне малой степени. Единственный инструмент, которым мы можем воспользоваться — это беспроцентный кредит на заработные платы. Однако получение такого кредита также непростая процедура. Крупные холдинги обычно сотрудничают со стратегическими банками-партнерами, которые могут получить от них поддержку в виде кредитов на комфортных условиях. Поддержка автопроизводителей со стороны государства за предыдущие кризисы уже имеет отработанную технологию, а также накопила некую статистику эффективности. Поэтому логично, что государство охотнее запускает поддержку производителей, чтобы сохранить производство, рабочие места, замедлить рост себестоимости автомобилей, что в конечном счете сдерживает рост розничных цен и бодрит сбыт. Для автомобильной отрасли первостепенная задача — восстановить спрос, особенно после спада продаж в массовом сегменте. Для этого важно максимально сдерживать рост цен и повышать покупательскую активность. Поэтому льготное автокредитование должно распространяться на весь массовый сегмент, а не только на отдельно взятые наиболее бюджетные бренды и модели. Любые налоговые льготы и отсрочки платежей: сокращение налогов на имущество и на землю, снижение НДФЛ с 30 до 15% — также в значительной мере помогут бизнесу выжить в кризисный период. Кроме того, нужно создать комфортные условия для банков, чтобы они могли кредитовать отрасль и реструктурировать текущие долговые нагрузки. По итогам 2020 года мы прогнозируем сокращение авторынка до 50%. Меры поддержки охватывают в основном довольно узкий сегмент отечественных производителей, поэтому вряд ли окажут существенное влияние на динамику рынка в целом», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Сергей Путилов
Теги: Россия, автопром, господдержка