Правительство продлило продуктовое эмбарго: плюсы и минусы
27 июня 2019 10:29:47
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о продлении продовольственного эмбарго до 31 декабря 2020 года
Продовольственное эмбарго действует в РФ с 7 августа 2014 года в отношении продукции из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады, затем этот список был расширен за счет других стран Европы и Украины.
Пять лет спустя становится все более очевидным, что эмбарго изжило себя, и продлевать его дальше не имеет никакого какого смысла. Основной целью продуктовых ограничений была попытка навредить западным странам. Однако тамошние поставщики уже давно нашли новые рынки сбыта, минуя Россию. Каковы итоги пятилетнего применения этой меры для нашей страны? Мы больше выиграли или потеряли? Мнения экспертов разделились.
«Продление продуктового эмбарго носит в основном политический подтекст. Навредить странам Запада этими ограничениями мы не можем. Даже в самом начале обмена санкционными ограничениями мы не нанесли желаемого урона странам Европы и Америки. Доля России в их товарообороте крайне низка, а за счет глубокой взаимной интеграции и хорошо развитого рынка зарубежные фермеры и производители пищевой промышленности быстро нашли замену российской продукции. Ограничения же на ввоз в нашу страну продуктов питания из Европы и США тоже существенного влияния на отечественную экономику не оказало. Да, существует мнение, что благодаря санкциям российское сельское хозяйство стало развиваться быстрее, а значительная часть западной продукции была быстро заменена российскими продуктами. Но, вообще-то, это следовало бы сделать без всяких санкций – мы страна с уникальными климатическими и географическими условиями для ведения сельского хозяйства. У нас огромные сельскохозяйственные площади, хорошая гидрология, благоприятный в целом климат. Даже странно, что для того чтобы начать оживлять стагнировавшее дотоле сельское хозяйство, потребовались санкционные меры», – сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
«Российские агрохозяйства, разумеется, выиграли: в условиях облегчённой, а в отдельных сегментах и устранённой конкуренции многие из них смогли и нарастить производство, и разработали за это время немало собственных оригинальных качественных продуктов. Почему мы должны есть испанские помидоры или польские яблоки и отдавать деньги на сторону: у нас что, свои фрукты-овощи плохие растут? А посмотрите, какой стимул проявился в изготовлении сыров, возникли целые «школы», традиции, постаравшиеся перенять лучший европейский опыт. Конечно, до Италии и Франции большинство сортов не дотягивают, но и стоимость выходит дешевле – когда отменят санкции, покупатель будет голосовать и вкусовыми рецепторами, но и кошельком. Вот что я не поддерживал никогда, потому что это варварство, так это давить гусеницами запрещённую еду. Такое совершенно не в традициях нашего воспитания, где папы и мамы, бабушки и дедушки учили нас еду не выбрасывать, брать хлеба к обеду в меру и не сорить попусту едой. В остальном эффект со знаком плюс. Но и вечно сохранять тепличный режим санкций для российских хозяйств нельзя: длительный монополизм на рынке развращает, ведёт к потере стандартов качества. Да и, по сути, любые санкции, торговые барьеры – пример той самой недобросовестной конкуренции, против приёмов которой на международной арене так активно выступает Россия. Другое дело, что не мы тут начали, не нам и первыми отменять эмбарго: это было бы и политически неграмотно, и показало бы нашу слабость: сначала шаг навстречу должна сделать объединённая Европа. И консолидированно изменить позицию ЕС в ближайшие пару лет – реально. В процессе переговоров в нормандском формате, думаю, вскоре удастся вместе с командами Зеленского, Макрона и Меркель найти такую отправную точку, начиная с которой Европа, сохранив лицо, сможет констатировать продвижение минского процесса вперёд. И это даст повод властям ЕС наконец-то пойти навстречу чаяниям своих производителей: а за последние годы я много общался с европейцами, и не только бизнесмены, фермеры, но даже и не имеющие прямого отношения к сельхозпроизводству люди из разных стран Европы сетовали, что из-за санкций их страны сильно потеряли в деньгах. Где-то даже подняли НДС, чтобы компенсировать выпавшие госдоходы, а в результате поднялись цены, и туристы меньше стали тратить в магазинах и ресторанах. Так что говорить, что санкции не повредили европейцам – чистое лукавство. Нашли новые рынки сбыта и не во всех случаях, и не в тех объёмах. Да и, собственно, и так могли бы дополнительно на эти новые рынки выйти, и был бы хороший прирост», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade.
«За время продовольственного эмбарго России удалось немного оживить свой сектор производства продуктов питания. Далеко не всегда ценовая политика тут соответствует качеству, но многие хозяйства и предприятия получили реальный шанс воспользоваться ситуацией и выйти на продуктовый рынок. Это плюс. Минус в том, что потребитель ограничен в выборе – приобретать российское или зарубежное, что выглядит не очень позитивно. Продовольственное эмбарго в данном случае носит номинальный характер: иностранные поставщики, действительно, давно нащупали и реализовали иной спрос или просто обошли закрытую границу стороной. Но отменить запреты сейчас значило бы отменить и поддержку внутреннему производителю. На это власти пойти не могут. Ко всему прочему, стоит понимать, что продовольственное эмбарго – вещь политическая, а власть курс пока не меняла. Значит, она и не готова к шагам навстречу логике и здравому смыслу», – отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов