Прелести локализации: за пять лет легковые машины подорожали в РФ на 76%

Фото из открытых источников

20 сентября 2019 23:42:48

5402

По результатам исследования динамики цен на новые легковые автомобили в России эксперты аналитического агентства «Автостат» пришли к выводу, что их стоимость в нашей стране за последние пять лет выросла на 76%

Согласно исследованию, рост стоимости автомобилей полностью компенсировал падение рубля по отношению к основным мировым валютам.

«С большой долей вероятности цены на автомобили продолжат расти, правда, уже за счет других факторов. В частности, одной из очевидных и постоянных причин является инфляция, которая никуда не исчезает», – считают эксперты.

В исследовании отмечается, что наиболее активно цены росли в конце 2014 года – начале 2015 гг., когда падение рубля было наиболее резким. Также значительное повышение цен происходило в первой половине 2016 и 2017 годов. В начале 2019 года автопроизводители компенсировали повышение ставки НДС до 20%, а затем рост стоимости автомобилей происходил постепенно.

С чем связан такой сильный рост цен на автомобили? В «Автостате» объясняют это девальвацией рубля, но ведь практически все производство марок, продающихся в России, локализовано у нас в стране. Выходит, локализация не приносит российским покупателям особой выгоды, поскольку почти все комплектующие приходится закупать за рубежом, и это вкладывается в конечную высокую стоимость автомобиля. В этой связи не следует удивляться, что цены на авто растут быстрее инфляции и оказываются сильно подвержены динамике рубля.

«Локализация не приносит автопроизводителям особенной выгоды хотя бы потому, что множество наименований для сбора автомобилей все равно импортные. Ряд комплектующих в России по-прежнему или не производится, или их качество оставляет желать лучшего. Все это, естественно, сказывается на цене автомобилей не в приятную для потребителя сторону. Россияне обычно приобретают автомобили в кредит, поэтому продавцы точно знают – плавного роста цен тут практически не заметят. По сути, ничто не мешает рынку постоянно повышать отпускные цены на машины, а потребители и не сопротивляются, потому что не знают альтернативы. Однако все это не отменяет того, что картина с розничными ценами на машины совершенно дикая», – сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«Автостат» правильно говорит. Средний курс доллара в текущем году на 83,7% выше, чем за тот же период 2014 года, а средний курс евро выше на 52,1%. Это не могло не сказаться на ценах новых автомобилей, несмотря на растущую локализацию производства. Количество экспортных автомобилей на российском рынке неуклонно снижается. Сейчас чистый экспорт составляет от силы 15% рынка, и практически все автопроизводители собирают свои массовые модели на российских заводах. В этом году почти все подписали специальные инвестиционные контракты (СПИК), по которым получают льготы в обмен на рост локализации. Правительство очень последовательно добивается роста локализации автомобильного производства. Но, тем не менее, очевидно, что стопроцентная локализация невозможна.

Современное высокотехнологичное машиностроение основывается на международной интеграции, и только при ее наличии может динамично развиваться. Даже у отечественных марок будет определенная доля импортных комплектующих, а появление новых моделей – ежегодно! Новая начинка, новые материалы, новые технологии – они всегда оказываются дороже предыдущих и, как минимум, в первое время, пока их производство будет освоено здесь, могут только импортироваться. А оборудование, которое нужно регулярно обновлять – оно ведь почти на 100% импортное, и это тоже сказывается в цене. И, наконец, инфляция. В 2014 году она составила 11,4%, в 2015 – 12,9%. Хотя в 2016, 2017, 2018 годах она последовательно снизилась до 5,4%, 2,5% и 4,3%, в целом за пять лет инфляция составила 41,7%. Металлы, продукция химической промышленности имеют рыночную цену, которая меняется. Тарифы на электроэнергию, воду, тепло регулярно повышаются. Транспортные тарифы растут. И зарплата работников – пусть не так сильно, но ведь растет и она. Плюс – рост ставок НДС, плюс – появление и рост ставок утилизационного сбора. Все это сказывается на росте стоимости автомобилей. Кроме того, рынки связаны между собой. Чешская Skoda, к примеру, собирается в России не только для нашего рынка, но и экспортируется обратно в Чехию. Между связанными рынками не может быть большой ценовой разницы, иначе, как и любой другой товар, автомобили будут собираться там, где дешевле, а продаваться там, где дороже. Все эти факторы в совокупности способствуют росту цены на новые автомобили. Увеличение локализации способствует смягчению ценовой динамики, однако не может ее совсем отменить. Да и не для того она, по большому счету, осуществляется, а для роста внутренних объемов промышленного производства, трансферта современных технологий и создания новых рабочих мест для квалифицированных работников. И эти цели локализация производства отрабатывает сполна», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».  

«Обвал рубля по отношению к мировым валютам в 2014 году оказал огромное влияние на развитие бизнеса и ценообразование в России. Именно на осень 2014 года пришелся основной пик продаж автомобилей. После этого динамика была отрицательной, за 2015-2016 годы продажи упали на ~40%. Импортная составляющая, повышение налогов (утильсбор, акцизы) также повлияли на рост цен на авторынке и сокращение продаж. В 2017-2018 годах рынок показывал положительную динамику. Все это привело к многоэтапной корректировке цен на автомобили и планов продаж. Несмотря на это, автопроизводители только сейчас вышли на докризисный уровень экономики. Однако последние несколько месяцев емкость рынка вновь сокращается. Так, объем реализованных автомобилей в августе этого года снизился на 1,3%, а за 8 месяцев продажи сократились на 2,3%. Безусловно, на спрос влияют внутриэкономические факторы, сокращение объема стимулирования отрасли, повышение утилизационного сбора, увеличение госпошлин на ввоз импортных деталей и пр. При этом нишевые нелокализованные бренды и вовсе покидают российский рынок, а те, кто остается, сокращают модельный ряд, оставляя в России только наиболее рентабельные модели. Зачастую брендам эффективнее приостановить дистрибуции в Россию, чем сдерживать рост цен на фоне сокращения объемов продаж», –- отметил Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Сергей Путилов
Теги: Автостат, автомобили