Россия может извлечь пользу из шатдауна в США
Фото: freepik
01 ноября 2025 16:35:00
В краткосрочной перспективе Россия может получить дивиденды из американских бюджетных проблем, поскольку Дональду Трампу придется заниматься своими внутренними делами. Но если паралич американской финансовой системы продолжится, то неизбежный мировой экономический спад приведет к снижению цен на энергоносители, что не в интересах Российской Федерации
Может ли шатдаун в Соединенных Штатах вызвать мировой экономический кризис? Как это отразится на России?
Очередной кризис
«Очередной бюджетный кризис в Вашингтоне закономерно вызывает вопросы о его глобальных последствиях. Однако, считаю, что прямая угроза мирового кризиса из-за текущего шатдауна сильно преувеличена, хотя системные риски игнорировать нельзя. Прогнозируемые Бюджетным управлением Конгресса потери в 7-14 млрд долларов выглядят внушительно лишь на первый взгляд. Для экономики США с ВВП около 29 трлн долларов это составляет примерно 0,025-0,05% годового объема производства. Чтобы понять масштаб достаточно вспомнить пандемию COVID-19, которая сократила американский ВВП на 3,4% в 2020 году — это совершенно иной порядок величин. Даже самый длительный в истории шатдаун 2018-2019 гг. продолжительностью 35 дней не спровоцировал рецессию. Основная причина кроется во временности явления и способности экономики к быстрому восстановлению после разрешения политического конфликта», — рассказал изданию «Гражданские силы.ру» политолог, советник г. Москвы, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.
Мировая экономика
Тем не менее, по мнению эксперта, существуют реальные каналы потенциального воздействия на мировую экономику, которые нельзя сбрасывать со счетов.
«Повторяющиеся бюджетные кризисы постепенно подрывают доверие к казначейским облигациям США как к безрисковому активу. Пока это теоретическая угроза, но накопительный эффект может проявиться в долгосрочной перспективе, особенно в контексте растущего госдолга США, который уже превысил 35 трлн долларов. Приостановка работы федеральных регуляторов вроде Управления по контролю качества продуктов и лекарств или таможенных служб создает задержки в международной торговле, особенно болезненные для высокотехнологичных и фармацевтических секторов с их сложными глобальными цепочками поставок. Не менее важен и психологический фактор: неопределенность в крупнейшей экономике мира неизбежно снижает аппетит инвесторов к риску глобально, что мы наблюдаем в текущих колебаниях мировых фондовых индексов», — пояснил Роман Синицын.
Противоречивая картина
Отношения России и США носят противоречивый, но взаимозависимый характер. К чему готовиться на фоне шатдауна?
«Для российской экономики ситуация создает противоречивую картину. С одной стороны, ослабление доллара на фоне политической неопределенности теоретически усиливает позиции альтернативных резервных валют и активов. Снижение эффективности работы американских контролирующих органов временно ослабляет механизмы санкционного давления. Растущий интерес центральных банков к диверсификации резервов объективно выгоден для золота, значительные запасы которого накоплены Банком России — около 2300 тонн или почти 25% международных резервов страны. С другой стороны, риски для России вполне осязаемы. Общее снижение аппетита к риску на мировых рынках традиционно затрагивает все развивающиеся экономики, включая российскую. Потенциальное замедление глобального спроса при затяжном кризисе неизбежно ударит по ценам на энергоносители, что при доле нефтегазовых доходов около 30% федерального бюджета РФ создаст дополнительное фискальное давление. Парадоксально, но в случае серьезной эскалации кризиса доллар может укрепиться как защитный актив, создав давление на рубль и другие валюты развивающихся рынков», — резюмировал Роман Синицын.
Польза
Россия может даже извлечь пользу.
«Поскольку это происходит не впервые, последствия, вероятно, останутся внутри страны. Однако если ситуация продлится два-три месяца, это может привести к состоянию паралича власти или беспомощности в принятии государственных решений. Говорить об отсутствии последствий нельзя — они неизбежны. Чем дольше будет продолжаться этот процесс, тем больше проблем будет накапливаться. Для России данные события могут оказаться достаточно позитивными. Когда внутри страны возникает кризис, президенту США приходится тратить значительные силы на решение внутренних проблем, что снижает внимание к внешнеполитическим вопросам. Это также может способствовать ускорению процессов урегулирования геополитических вопросов. Особенно актуальной становится практическая задача — отвязать мировую торговлю и платежную систему от доллара», — прокомментировала ситцацию консультант по стратегическому и антикризисному управлению, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО» Олеся Бережная.
Товарооборот
Может ли шатдаун окончательно подорвать российско-американскую торговлю?
«В настоящее время рано говорить о значительном росте товарооборота России и США. При этом первенство Китая в импорте сложно оспорить, даже до 2022 года он занимал первое место с долей 25% (экспорт — 14%), а США — 6% и 4% соответственно. Основные товарные позиции, по которым может быть рост российского экспорта, — продукция химической, металлургической, атомной промышленности, в то время как произошло импортозамещение американской фармацевтики и авиационной техники», — сказала доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.
Сергей Путилов

