Россия опустилась на 61-е место в мире по индексу потребительского доверия
18 июля 2020 12:18:52
Индекс потребительского доверия в России ушел вниз за второй квартал 2020 года на 4 пункта до 62 пунктов по сравнению с первым кварталом и на 6 пунктов по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, когда еще не было пандемии
Об этом сообщают «Ведомости», приводя совместное исследование потребительского доверия The Conference Board и Nielsen.
Индекс иллюстрирует отношение потребителей к трем индикаторам: оценка перспектив на рынке труда, уровень финансового благополучия и готовность тратить деньги. Россия занимает 61-е место по уровню потребительского оптимизма в мире. Количество соотечественников, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в предстоящие полгода, за второй квартал снизилось на 10 п. п. до 23% по сравнению с последним кварталом 2019 года. Доля тех, кто уверен, что пришло время тратить деньги, уменьшилась на 3 п. п. — до 17%. Больше всего респондентов беспокоит состояние экономики.
«Во-первых, значительная часть россиян оказалась не готова к потрясениям, случившимся в этом году. У большинства не было накоплений, а львиная доля населения оказалась еще и обременена ипотечными и потребительскими кредитами. Во-вторых, ситуация на рынке труда складывается действительно не лучшим образом. Многие за время работы потеряли работу, кто-то столкнулся со снижением заработных плат, кого-то перевели на неполный график занятости. В-третьих, помощь государства, конечно, присутствовала, особенно это касается наименее защищенных слоев населения, но россияне считают, что она была явно недостаточной и к тому же запоздалой.
В итоге около двух третей отечественных домохозяйств были вынуждены перейти от модели потребления к модели накопления. Россияне готовы откладывать средства на «черный день», затягивая пояса и сокращая потребление. Конечно, постепенно потребительский спрос будет восстанавливаться. Причем по некоторым направлениям он сейчас даже превышает докарантинный уровень (страхование, детская одежда, DIY-ритейл, ряд бытовых услуг), из-за того, что на рынок вернулся нереализованный спрос весенних месяцев. Однако полноценного восстановления быстро ждать не стоит. И мешает этому существенно снизившиеся доходы наших сограждан и неясная пока ситуация на рынке труда. Лишь когда уровень безработицы стабильно пойдет вниз, а реальные располагаемые доходы начнут расти, можно ожидать и полноценного восстановления потребительского спроса», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Сергей Путилов