Россия простимулирует инвестиции в «зеленую локализацию»
06 декабря 2021 16:34:00
Россия всерьез намерена внедрять технологии и решения, направленные на сокращение выбросов парниковых газов. Об этом свидетельствует расширение перечня современных технологий, при разработке или внедрении которых компании могут заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК)
Соответствующее постановление подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным, и пока еще не опубликовано.
Согласно сообщению на официальном сайте правительства, в перечень включили, кроме прочего, «перспективные технологии, которые могут применяться… для определения и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при создании литий-ионных аккумуляторов для тяговых батарей и систем накопления энергии».
Перечень и соответствующая нормативно-правовая база СПИК были созданы год назад. Этот механизм призван простимулировать крупные долгосрочные (от 50 млрд рублей на срок до 15 лет) вложения со стороны капитала в разработку инноваций и создание хайтек-производств в ряде сфер. Предполагается, что это поможет развить отечественное производство так, чтобы российская продукция смогла конкурировать с импортной.
В рамках СПИК инвестору гарантируют стабильные и выгодные условия для инвестиций. В частности, компании получают льготы в налогообложении и аренде земли.
Очевидно, что государство считает перспективными отрасли, связанные с повышением энергоэффективности и сокращением выбросов. Речь идет о «зеленом переходе», о котором СМИ много пишут в последнее время. Суть вопроса заключается в том, что ЕС в рамках своего «зеленого курса» (EU Green Deal) вводит так называемый механизм трансграничного углеродного регулирования, который у нас называют налогом на углеродный след.
Можно спорить о том, насколько вообще честно вводить подобный механизм со стороны государств с малой долей добычи ископаемых видов топлива в экономике в отношении стран, где такая доля велика.
Понятно, что Россия в любом случае много потеряет от механизма трансграничного углеродного регулирования. ЕС, похоже, выгодно считать «грязными» не только нефть и газ (поскольку их у Европы мало), но и всю продукцию промышленности, произведенную на «грязных» производствах.
Сегодня приводятся разные оценки того, во сколько России обойдется «углеродный налог». По подсчетам Всемирного банка, к середине века общая сумма убытков для РФ может составить порядка 400 млрд долларов, снижение ВВП – около 0,9%, а падение благосостояния – на 3%. Так или иначе, «углеродный налог» россиянам придется заплатить, прямо или косвенно, из своего кармана.
Но заплатить можно меньше, и именно на это направлено стимулирование соответствующих производств внутри страны. Если для того, чтобы соответствовать новым европейским требованиям, наши предприятия смогут закупать отечественные технологии и решения, то больше денег останется внутри страны, больше рабочих мест будет создано и меньше потеряют те, кто связан с уже существующими «грязными» производствами.
Конечно, компаниям, которые поставляют и хотят продолжить поставлять свою продукцию в ЕС, все равно придется выделять средства на закупку нового оборудования, решений и технологий и модернизацию своих предприятий. Но если это будут локализованные продукты, то есть соответствующие производства будут работать на территории нашей страны, то выделяемые деньги не пойдут за рубеж, а останутся внутри государства. Таким образом, «зеленая локализация» может иметь мультипликационный эффект, и экономика не только проиграет от энергоперехода (снижения углеродной интенсивности экономики), но и в какой-то мере выиграет от создания новых производств и рабочих мест. Кроме того, такого рода локализация всегда сопряжена с внедрением передовых зарубежных разработок и стимулирует отечественные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В целом она повысит технологичность российской экономики и сделает ее более устойчивой.
Сам по себе механизм стимулирования локализации тех производств, которые по каким-то причинам считаются важными, не нов. Он давно и успешно применяется не только в России, но и во многих странах. В том числе и в контексте «энергоперехода» — в ряде стран установлены ограничения на использование импортного оборудования на ВЭС и СЭС и приняты другие меры, стимулирующие производить подобную продукцию у себя, а не ввозить ее из-за рубежа. Поэтому нынешнее постановление правительства – это лишь одна из многих подобных инициатив в мировом масштабе. И, скорее всего, она далеко не последняя. Вероятно, перечень для СПИК будет постепенно дополняться новыми пунктами по мере того, как то, что уже принято законодательно, будет реализовываться на практике, и в ходе этого будет становиться ясно, что еще нужно для энергоперехода.
Мария Артемова