SSJ100: полет в никуда?

Фото с сайта: патриотам.рф

26 марта 2018 19:00:14

2364

Россия продолжает вкладывать миллиарды в самолет «Сухого».

Поставки импортного оборудования для российских самолетов Sukhoi SuperJet 100, в который государство вложило уже около 50 млрд рублей оказались под угрозой из-за режима антироссийских санкций.

Вместо того, чтобы прекратить выделять деньги на самолет, состоящий примерно на 80% из импортных комплектующих, государство решило пойти другим путем и выделить еще больше денег на этот проект.

Как стало известно «Ъ», президент Владимир Путин поддержал идею Минпромторга о разработке новой версии SSJ100, согласившись с выделением проекту около 85 млрд рублей. Делается это для того, чтобы импортозаместить иностранную долю в конструкции лайнера.

Самолет, который получился и без того дорогим, еще прибавит в цене. К тому же, на создание российских аналогов агрегатов (вплоть до авионики и двигателя) уйдет не один год. Старо-новый «суперждет» станет меньше в размерах, за счет сокращения количества кресел. Но главное, он должен стать практически полностью русским. Когда в России проектировали и широко пиарили эту машину, выдавая ее за новое слово в отечественном авиастроении, разработчики не любили распространяться о том, что получилась она, мягко говоря, не совсем российской. Так, двигатель SaM146для лайнера сейчас производится совместно российским «ОДК-Сатурн» и французской Safran Aircraft Engines. В Рыбинске осуществляется лишь финальная сборка. Другие ключевые узлы также импортные. Так американские корпорации ставят на лайнер авионику (Hamilton Sundstrand). Тормозную систему поставляет Goodrich Corporation Parker — гидравлическую систему. В кооперации участвую и европейские страны. В частности, Thales поставляет авионику.

Когда в начале двухтысячных «Гражданские самолеты Сухого» пригласили иностранные компании к сотрудничеству, мало кто мог предполагать, что мир окажется ввержен в новую холодную войну. В итоге, проект оказался заложником политики. Когда в 2016 году начались переговоры с Ираном о поставке 100 машин, «неожиданно выяснилось», что продавать самолет на экспорт без разрешения американской стороны нельзя, поскольку в нем присутствуют американские комплектующие. Был послан запрос в OFAC (Office of Foreign Assets Control). Однако «добро» так и не было получено. Процесс одобрения растянулся на месяцы. В итоге сделку стоимость 18 млрд долларов у России из-под носа увел Airbus. Понятно, что такими темпами продать «Суперджет» на экспорт едва ли получится. Что делать с самолетом, на 80% состоящем из комплектующих, поставляемых нашими нынешними геополитическими противниками, пока не совсем понятно.  

Компания «Гражданские самолеты Сухого» в своем отчете называет ужесточение западных санкций «критическим риском для проекта Sukhoi SuperJet 100». Перспективы отмены санкций пока не предвидится. После «дела Скрипаля», вероятно, санкционные гайки лишь будут еще сильнее закручиваться.

Бросить проект в который РФ уже вложила десятки миллиардов, вроде как жалко. Путин решил сделать широкий жест и потребовал делать все комплектующие для лайнера в России, выделив под это дело 85 млрд рублей.

Однако и здесь не все просто. Мало того, что на создание российских аналогов потребуются огромные средства и годы, для рентабельности проекта, по оценкам экспертов, ГСС надо продать не менее 500 самолетов. Такого внутреннего спроса в России просто нет. Самолет получился слишком дорогим, потому российским авиакомпаниям дешевле брать импортные лайнеры. Теоретически можно было бы выходить на внешние рынки. Однако неизвестно, согласятся ли иностранные заказчики покупать самолет, в котором вместо агрегатов, произведенных крупнейшими производителями, будут стоять российские аналоги. На доводку самолета также потребуется не один год. К этому времени наши иностранные конкуренты успеют шагнуть далеко вперед по сравнению с самолетом, разработка которого началась еще пятнадцать лет назад.

«Российские авиакомпании покупают самолеты, которые более надежны и экономичны. То есть иностранные. Десятки лет мы разрушали наше гражданское авиастроение и теперь, спохватившись, решили импортозамещаться. Потребуются многие годы, и мощности, чтобы наладить массовое производство самолетов в России», — отметил в интервью «Гражданским силам.ру» бывший замминистра гражданской авиации Советского Союза, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Сергей Путилов

Теги: Sukhoi SuperJet 100, SSJ100, «Гражданские самолеты Сухого»