Удастся ли странам Латинской Америки попасть на европейский рынок?
05 января 2024 18:49:00
Страны-участницы МЕРКОСУР планируют возобновить переговоры с Европейским союзом о заключении торгового договора. Получится ли добиться успехов?
Страны Латинской Америки давно хотели выйти на европейский рынок на более конкурентных условиях, а Старый Свет планировал открыть для себя Южную Америку. Сотрудничество между Европейским союзом (ЕС) и Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР) представлялось перспективным, но не привело к конструктивным результатам. Переговоры о создании зоны свободной торговли между двумя интеграционными союзами начались еще в 1999 году, но так и не увенчались успехом.
Напомним, что МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur), или Южноамериканский союз, это региональный блок, объединяющий несколько стран Южной Америки. В настоящее время в МЕРКОСУР входят следующие страны-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. Боливия является кандидатом на вступление в этот союз. МЕРКОСУР создан с целью установления зоны свободной торговли и сотрудничества между участниками, а также для содействия общему экономическому развитию.
Одним из основных препятствий стали споры, вызванные разногласиями в экологической политике и торговых интересах стран-участниц. На протяжении многих лет переговоров объединения сталкивались с неожиданно возникающими препятствиями: временное приостановление членства Парагвая, Brexit Великобритании, разногласия Аргентины с региональными партнерами.
В 2019 году Европа и Южная Америка наконец смогли прийти к соглашению о тексте договора, но он не был ратифицирован из-за различий в позициях Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, а также дебатов внутри ЕС. Франция отказалась ратифицировать его из-за незаконной вырубки лесов в Амазонии, что привело к затянутым дискуссиям и спорам о таможенных пошлинах, доступе к национальным тендерам и охране окружающей среды.
Частично проблема заключается также в том, что два региона находятся на разном уровне экономического и экологического развития. Экологические требования ЕС вызывают обеспокоенность в МЕРКОСУР.
Казалось, что о достижении соглашения можно было забыть, но, как видится, старые барьеры могут быть разрушены. Страны МЕРКОСУР рассматривают возможность проведения саммита с высшими должностными лицами Европейского cоюза в Бразилии для ратификации торгового соглашения в конце января или начале февраля. Точная дата встречи пока неизвестна, но, скорее всего, она состоится вскоре после переговоров государств-участников МЕРКОСУР. Об этом сообщает Politico.
По словам ряда южноамериканских дипломатов, мнение которых передает издание, договор мог быть принят еще в декабре прошлого года, однако всё изменилось из-за непредвиденных обстоятельств.
Президентом Аргентины был избран Хавьер Милей. До его вступления в должность бывший президент Альберто Фернандес внезапно заявил, что больше не сможет подписать соглашение, заявив, что оно негативно скажется на аргентинских бизнесменах.
Резкий поворот Фернандеса, который ранее поддерживал соглашение, шокировал политических союзников как со стороны МЕРКОСУР, так и ЕС и поднял вопрос о том, может ли когда-либо быть заключен пакт, который находился в разработке почти 25 лет.
Однако теперь появилась новая надежда в отношении того, что прорыв может быть достигнут до истечения срока полномочий Европейской комиссии и выборов в Европейский парламент, которые пройдут в июне следующего года. Встречи на техническом уровне состоятся до конца января с целью разрешить оставшиеся разногласия по главам, связанных с торговлей и устойчивым развитием, а также о предоставлении латиноамериканским компаниям защиты от европейских конкурентов.
Даже если договор и будет заключен, большой вопрос вызывает его жизнеспособность. Есть несколько факторов, делающих его хрупким. Во-первых, страны Южной Америки и Европы находятся на разном уровне технологического развития. И создание зоны свободной торговли может негативно сказаться на латиноамериканских производителях, которые, по ряду причин пока сильно отстают от своих европейских конкурентов. Ограничительные меры, которые хотят принять в тексте нового договора ставят под сомнение «свободу» этой торговли.
Во-вторых, на сколько выгодным окажется договор в сфере сельского хозяйства. Европейские фермеры, которые сильно влияют на политику своих стран, вряд ли согласятся конкурировать с южноамериканскими поставщиками. В связи с этим появляется логичный вопрос о том, зачем Брюсселю рисковать поддержкой своих избирателей?
Хотя именно конкуренция порождает прогресс, и если латиноамериканские и европейские предприниматели начнут конкурировать друг с другом на общем рынке, то это может привести к неплохим результатам в долгосрочной перспективе. В каком-то смысле ЕС потянет за собой страны МЕРКОСУР, что приведет к росту конкурентоспособности производителей обоих регионов.
Александр Щелоков