Вашингтон пригрозил Берлину торговой войной за «Северный поток-2»
17 мая 2018 22:04:20
США пообещали «задавить» санкциями российский проект глубоководного газопровода «Северного потока-2», и пообещали «большие неприятности» всем, кто поддержит этот проект, имея в виду, прежде всего, крупнейшего потребителя российского газа, Германию.
«В Вашингтоне не исключают введения санкций против «Северного потока-2», однако надеются, что дело не дойдет до ограничительных мер», — цитирует Spiegеl заместителя директора департамента энергетики Госдепартамента США Сандру Оудкирк, побывавшую 17 мая в Берлине, — «Мы были бы рады, если бы проект не состоялся».
При этом Оудкирк попыталась убедить немцев в том, что позиция США связана не с желанием продавать в Европе американский сжиженный газ, а вызвана исключительно геополитическими и энергетическими причинами, в том числе заботой о безопасности европейских стран, которые могут стать жертвами «зловредного влияния России».
Кроме того, дипломат считает, что СП-2 лишит Киев доходов от транзита российского газа через территорию Украины.
Но главное, Оудкирк напомнила немцам, что закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA – ред.), подписанный Трампом 2 августа 2017 года и вступивший в силу 29 января 2018 года, а также подозрения в причастности Москвы к вмешательству в президентские выборы в США в ноябре 2016 года, «дают Америке право выступать против любых энергетических проектов России».
«Это означает, что любой проект трубопровода в любой точке мира подвергается повышенному риску санкций», — заявила Оудкирк.
А чтобы немцы были сговорчивее, Сандра Оудкирк напугала их тем, что СП-2 «позволит русским установить в Балтийском море разведывательное оборудование».
Проект «Северный поток- 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим «Северным потоком». Против выступают несколько государств, в частности Украина, опасающаяся потерять доходы от транзита российского топлива. Но главным противником этого проекта остаются США, заинтересованные в вытеснении «Газпрома» с европейского газового рынка и доминировании на этом рынке американских компаний, добывающих и поставляющих сжиженный газ.
Однако здесь у Вашингтона возникли проблемы с союзниками: если мелкие сателлиты вроде Латвии, Литвы и Польши безусловно поддерживают позицию США, то крупнейшие партнеры американцев в Старом Свете, немцы и французы, выступают за реализацию «Северного потока-2», поскольку считают его экономически выгодным для своих стран. Поначалу Вашингтон попытался надавить на то, что «строительство газопровода – политический проект», однако после того, как ФРГ и Финляндия разрешили «Газпрому» строить СП-2 в своих территориальных водах, США сменили «пряник» на «кнут», и пригрозили Берлину торговой войной.
«В апреле на вашингтонской встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель Дональд Трамп буквально потребовал, чтобы немцы отказались от поддержки СП-2, пообещав взамен заключить с ЕС новое, более выгодное для европейцев торговое соглашени. - сообщило 17 мая агентство Dow Jones со ссылкой на немецких, американских и европейских правительственных чиновников», — напоминает Dow Jones, — «Трамп намекнул, что в противном случае уже с 1 июня страны ЕС могут столкнуться с заградительными пошлинам США на импорт стали и алюминия».
Остроту ситуации добавляет то, что в пятницу 18 мая Меркель проведет в Сочи переговоры с Владимиром Путиным, и одной из главных тем этой встречи станет СП-2. Не менее важной будет и вторая тема: Меркель попытается добиться от Путина гарантий сохранения транзита российского газа через Украину. Об этом канцлер уже говорила с Путиным по телефону 9 апреля. Сохранение украинского транзита — тоже одно из условий, поставленных перед канцлером ФРГ Дональдом Трампом. Правда, в Вашингтоне заранее заявили, что «не верят в гарантии России», но Меркель попытается все-таки убедить американцев в том, что Украина останется страной-транзитером и после пуска СП-2. Именно поэтому Меркель на днях отправил министра экономики ФРГ Петера Альтмайера в Москву и Киев, дав задание добиться гарантий на прокачку российского газа через Украиныу и после пуска «Северного потока-2».
Чтобы еще больше подсластить Киеву пилюлю, Меркель заявила о готовности Германии искать инвесторов для дряхлеющей газотранспортной системы Украины.
Пока, судя по всему, Берлин не собирается отказываться от российского газа, и будет поддерживать СП-2. И в этом заинтересована не только Германия.
Согласно открытым данным, в 2017 году экспорт российского газа в страны Евросоюза вырос на 8,4 процента и достиг 194,4 млрд кубометров, что повысило долю «Газпрома» на газовом рынке ЕС с 33,1 процента до 34,7 процента. Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» позволит России ежегодно поставлять в Европу 110 млрд кубометров газа: этот объем дадут совокупно действующий с 2012 года СП и новый СП-2. А крупнейшим покупателем российского газа остается Германия. Если верить открытым данным Федеральной таможенной службы России, в прошлом году немцы купили у «Газпрома» 52,2 млрд. кубометров газа на 10,015 млрд. долларов.
У Германии есть еще один «пиковый интерес» к СП-2, поскольку в число пяти акционеров газопровода входят две немецкие компании, Wintershall и PEGI/E.ON, имеющие по 15,5 процентов акций, и работающих на проекте вместе с голландской N.V. Nederlandse Gasunie, французской Engie (по 9 процентов акций) и российским «Газпромом» (51 процент). Кроме того, «немцы» Wintershall и Uniper вместе с французской ENGIE, австрийской OMV и нидерландско-британской Royal Dutch Shell в апреле прошлого года подписали соглашение о финансировании 50 процентов проекта «Северный поток-2» (вклад каждой компании составит 950 миллионов евро – ред.), и тогда общая сумма финансирования достигнет 4,75 млрд. евро, еще 50 процентов вложит «Газпром».
Но и тут немцы сильно рискуют — согласно американским законам, под санкции может попасть любая компания, инвестировавшая в любой российский энергетический проект более 5 миллионов долларов в год, или 1 миллион долларов одноразовых вложений.
Петр Сергеев