Выдача автокредитов в январе взлетела на четверть
07 февраля 2022 20:02:00
Банки РФ за минувший месяц ссудили автокредитов на сумму более 75 миллиардов рублей, что на 24% выше итогов января предыдущего года. Такую оценку дал банк ВТБ. Спрос на авто растет на фоне роста цен на них и проблем с производством новых машин. При этом россияне все более охотно пересаживаются на подержанных «железных коней»
Как отмечают в ВТБ, в январе потребители подписали свыше 4,4 тысячи сделок на покупку легковых авто на общую сумму около 6,5 миллиарда рублей. Как всегда, больше всего автокредитов выдано в Москве и области (1,8 миллиарда рублей). На втором месте Санкт-Петербург и Ленинградская область (746 миллионов рублей). Кроме возникшего ажиотажа на покупку средств автотранспорта примечательно и еще одно обстоятельство, красноречиво характеризующее состояние кошельков потребителей, измученных пандемией. В пресс-службе с удивлением констатируют, что «интерес клиентов смещается в сторону подержанных машин». Так, в минувшем месяце ВТБ оформил более 800 кредитов на легковушки с пробегом. Объем сделок составил без малого 1 миллиарда рублей. Это на 30% выше результатов прошлого года.
Хотя доходы граждан стагнируют, а экономика далека от процветания, в ВТБ настроены оптимистично и ожидают, что отечественный рынок автокредитования в 2022 году может достичь 1,2-1,3 триллиона рублей, побив таким образом прошлогодний рекорд. Впрочем, не все эксперты смотрят на перспективы роста столь же радужно, поскольку в связи с начатой ЦБ кампанией по борьбе с инфляцией повышается ставка, что сделает кредиты менее доступными.
«Можно предположить, что потребители, видя тенденцию к удорожанию кредитов, раз ключевая ставка Банка России планомерно и устойчиво растет, поспешили совершить дорогостоящие приобретения, пока они не стали еще менее доступными. Автомобиль в России по-прежнему считается сигналом относительно благосостояния своего владельца, поэтому люди мало когда откладывают замену машины или приобретение новой. Однако дальнейшая тенденция выглядит не самой вдохновляющей. Уже на этой неделе ставка ЦБ РФ может подняться к 9,5%. Это значит, что вырастет и стоимость заемных денег на уровне банков — автокредиты будут еще дороже, чем сейчас. Это может ограничить интерес к покупке машин в кредит как минимум на полгода», —поделилась своим мнением с «Гражданскими силами» старший аналитик информационно-аналитического агентства «Альпари» Анна Бодрова.
Другие аналитики, впрочем, полагают, что как раз проблемы с доходами, а также с производством новых авто (что вызывает их подорожание) лишь усилят тягу россиян к автокредитам. А вот всплеск внимания к подержанным авто может носить временный характер.
«В начале 2022 года российский авторынок испытывал колебания, вызванные последствиями COVID-19 и дефицитом микросхем, необходимых для функционирования электронных систем автомобиля. Этот процесс привел к тому, что цены на новые модели автомобилей за январь текущего года в среднем увеличились на 3%. В случае с электрокарами рост стоимости способен достичь еще больших значений в случае принятия обновленного регламента, увеличивающего утильсбор для новых электромобилей в 9 раз. Стоимость наиболее востребованных автомобилей с пробегом от 3 до 7 лет, включая столь популярные в России SUV’ы, к началу 2022 года увеличилась на 15-20% по сравнению с прошлогодними показателями. Сложившаяся ситуация обуславливается тем фактом, что многие россияне не стремятся выставлять автомобили с пробегом на продажу, поскольку из-за роста цен приобретение нового авто взамен проданной старой модели проблематично. Таким образом, стоимость автомобилей с пробегом в России во многом определяется ситуацией на рынке новых авто. В этих условиях многие россияне, чтобы удовлетворить свою потребность в комфортном и безопасном передвижении, обратились к автокредитам. Ключевая причина увеличения популярности таких займов – возможность приобрести автомобиль за максимально короткий срок без необходимости накопления определенной суммы. Не менее важным фактором роста числа поданных заявок на получение кредита для покупки автомобиля становится наличие привлекательных для потребителя кредитных программ. Например, в некоторых банках автолюбитель может оформить кредит по ставке от 0,7% годовых на срок до 7 лет.
Говоря о прогнозах на 2022 год, необходимо отметить, что из-за негативных экономических факторов и стабильно высокого спроса на автомобили (как новые, так и с пробегом) цены на них продолжат увеличиваться до 20%. По данной причине автовладельцы будут все чаще прибегать к услугам банковских организаций для оформления автокредита. В подобной ситуации объем выдачи автокредитов к концу 2022 года с большой долей вероятности превысит показатели прошлого на 10-15%», — сказал «Гражданским силам» Ольховский, генеральный директор ГК АВТОDOM.
Эксперты единодушны в том, что рост цен на автомобили вызван трудностями с их производством, обусловленных пандемией. При этом снятие пандемических ограничений лишь усугубило проблему.
«Дефицит новых автомобилей вызван, во-первых, отложенным спросом. После снятия жестких коронавирусных ограничений в 2020 году самые ходовые и популярные модели в салонах дилеров были раскуплены в кратчайшие сроки. Во-вторых, нарушенные цепочки поставок привели к перебоям в производстве автомобилей по всему миру. К этому прибавился серьезнейший дефицит полупроводников, из которых производится в том числе и автомобильная электроника, без которой современную машину представить довольное сложно. По статистике, дефицитные компоненты затрагивают около 60% опций во всех новых машинах. Это, например, проекционные дисплеи, блоки связи автомобиля с гаджетами, всевозможные электронные ассистенты вроде слежения за рядностью движения, а их в современных машинах часто больше десятка. В итоге производители вынуждены сегодня сокращать выпуск машин или предлагать пустые комплектации, тогда как основной спрос всегда был и остаётся актуальным на средние по оснащенности автомобили. Соответственно, к дилерам поступает все меньше автомобилей, продавать попросту нечего. В сложившейся на рынке ситуации автопроизводителям ничего не остается, кроме как повышать цены с завидной периодичностью, чтобы компенсировать упущенные в период простоя доходы. Дилеры в таких условиях тоже компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование в цену автомобиля в наличии. Поэтому рост цен не прекращался в течение всего прошлого года, и в этом году тенденция подорожания сохранится. В среднем в 2021 году цена автомобиля массового сегмента выросла на 15-25% в зависимости от бренда и модели, премиум сегмент подорожал еще больше», — отметил в беседе с «Гражданскими силами» Алексей Токарев, президент-председатель правления РГС Банка.
Люди все чаще стали покупать подержанные авто, как это объяснить?
«Ощутимое подорожание новых автомобилей и сократившийся выбор моделей в сегменте привели к переориентации покупателей на вторичный рынок. В свою очередь, рынок машин с пробегом также резко обеднел на качественные варианты. На фоне всей этой ситуации все еще сохраняется спрос, превышающий предложение. Поэтому в 2021 году цены на автомобили с пробегом росли даже быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. В целом, все владельцы автомобилей, кто в 2021 году решали избавиться от «двух-трехлетки», могли рассчитывать на то, что не только не теряли относительно цены покупки машины, но по ряду моделей еще и оставались в прибыли», — пояснил изданию Алексей Токарев.
Будут ли граждане и дальше столь же охотно обращаться за автокредитами?
«Популярность кредитных программ усиливается на фоне роста цен на автомобили и падения реальных доходов населения. Даже с учетом роста ставок кредит становится для многих единственным способом приобрести необходимей автомобиль. Ведь не все могут позволить себе в сложившейся на рынке ситуации купить машину за наличные сбережения. Кроме того, уже сейчас некоторые покупатели рассматривают покупку машины как инвестицию: на горизонте нескольких лет переплату по кредиту вполне может покрыть рост цены транспортного средства», — полагает Алексей Токарев.
Кризис служит лишь дополнительным аргументом для тех, кто решил купить авто, сделать это в кредит, и желательно побыстрее.
«Трудные времена тем и характеризуются, что людям не хватает собственных средств на дорогостоящую покупку. Поэтому и растет спрос на автокредиты. В 2021 году цены на автомобили сильно выросли, по некоторым моделям, до 40%, из-за инфляции и кризиса на рынке полупроводников. Поэтому людям, ранее откладывавшим деньги на покупку автомобиля, пришлось недостающую сумму брать в кредит, в попытке угнаться за ценами. Несмотря на то, что автомобиль в частной собственности скорее отнимает деньги, в 2021 году даже такая сомнительная инвестиция принесла людям, купившим автомобиль в начале года, существенный доход. Так как из-за кризиса проводников резко упало производство автомобилей по всему миру. А низкое предложение в сочетании с высоким спросом на выходе из пандемии подтолкнуло цены на автомобили вверх. Создался ажиотажный спрос, который толкал людей к покупке. Пока цены на автомобили только растут. Если раньше это было вызвано спросом после пандемии, следом случился недостаток предложения, а в 2022 году автопроизводители поднимут цены, чтобы снизить собственные убытки. Пока нет причин считать, что в ближайшее время цены на автомобили упадут. Хотя в любом случае – автомобиль не надежный способ инвестирования. И лучше искать менее рискованные варианты где сохранить средства», — сказал «Гражданским силам» Артем Тузов, Исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».
Что будет с ценами на автомобили?
«Цены на автомобили в 2022 году продолжат расти, в первую очередь, из-за увеличения стоимости товаров и услуг, которые используют в своей деятельности автопроизводители. Сохранение дефицита комплектующих, трудности с логистикой, продолжающаяся пандемия коронавируса – всё это также окажет влияние на рост стоимости автомобилей в этом году. Ситуация с автокредитованием, в первую очередь, будет зависеть от доходов потребителей, их готовности покупать машины. Вероятно, динамика автокредитования в этом году будет цикличной: в некоторые месяцы она может расти, когда потребители не будут покупать прочие товары и услуги, а в другие месяцы объём выданных кредитов на эти цели будет снижаться, например, в преддверии лета, когда люди будут копить на отдых, или в начале осени, когда начнётся новый учебный год», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
В беседе с изданием с ним согласился и Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»: «В среднем можно ожидать рост цен в 2022 году на авто примерно на 20%. Основания для роста цен на автомобили есть, и они сохраняются. Так, остаются актуальными нехватка компонентов и опасность недокомплектации авто, и это ведет к нестабильности рынка. При этом уверенно, на десятки процентов, растет рынок автомобилей с пробегом, и на нем ожидается больше определенности, чем на рынке новых авто».
Сергей Путилов