«Я сажаю алюминиевые огурцы»: правительство поддержит попавший под санкции США «Русал» стимулированием внутреннего спроса

Фото: tradernet.ru

16 июля 2018 19:15:34

3583

Компания Олега Дерипаски, попавшая под санкции в апреле и рискующая лишиться рынка сбыта в США стоимостью 1,5 млрд долларов, будет поддержана правительством РФ за счет стимулирования внутреннего спроса на алюминий в 2,5 раза.

Как сообщает «Коммерсант», в частности, намечается предоставление субсидии промышленности при использовании алюминия, расширение сфер его применения, жесткие ограничения по импорту, новые требования по локализации для машиностроителей, а также очередная попытка сократить долю на рынке пластиковой упаковки. Из алюминия планируется делать все больше товаров, упаковок и деталей продукции машиностроения — вплоть до покрытия взлетно-посадочных полос аэродромов, где вместо бетонных плит намечается применять алюминиевое покрытие. Придется раскошелиться и любителям пива, поскольку разливать хмельной напиток в пластиковую тару емкостью свыше 0,5 литра будет запрещено. Пиво же в банках стоит дороже. Пивные производители уже заранее подсчитывают убытки.

Однако для того, чтобы реально стимулировать спрос, например в авиастроении, являющемся одним из основных потребителей «крылатого металла», необходимо для начала поставить отрасль «на крыло» и делать самолеты не поштучно, как сейчас, а сотнями, как это делают «Airbus» и «Boeing». Но в условиях экономической стагнации, рассчитывать на это едва ли приходится.

Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты видят и другие подводные камни на пути тотального закатывания России в алюминий.

Как выяснил «Ъ», вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с чиновниками, «Русалом» и другими «заинтересованными организациями», по итогам которого утвердил «дорожную карту» по развитию алюминиевой промышленности РФ. Программа призвана увеличить спрос на металл в РФ и нужна, прежде всего, единственному производителю первичного алюминия в стране — «Русалу» Олега Дерипаски, который 6 апреля попал под санкции США.

«Русал» экспортирует около 80% алюминия: в 2017 году при выпуске в РФ немногим менее 3,6 млн тонн, компания продала на внутренний рынок до 1 млн тонн. В целом намечено 22 мероприятия в области госзакупок и закупок госкомпаний, тарифного регулирования, таможенных ограничений, расширения сфер применения алюминия, создания новой продукции и новых производств. На увеличение роста потребления алюминия в РФ до 2,5 млн тонн из бюджета придется потратить 140 млрд руб. Этот же ориентир называл 9 июля глава Минпромторга Денис Мантуров. Одна из ключевых мер — ограничение импорта.

В 2017 году в РФ было ввезено 183 тыс. тонн алюминиевой продукции на $930 млн по кодам ТНВЭД 7603–7616. В «Русале» утверждают, что реальный потенциал импортозамещения составляет 500 тыс. тонн в год (в пересчете на первичный алюминий — 750 тыс. тонн в год). К 25 октября правительство намерено разработать план по увеличению ввозных пошлин на алюминиевую продукцию выше уровня связывания ВТО. Сейчас эти пошлины в ЕАЭС составляют 5-15%. Также планируется задействовать ниши госзакупок, госкомпаниям увеличить номенклатуру закупаемых товаров с применением алюминия. В частности, должна быть увеличена доля отечественного алюминия при производстве сельхозтехники в рамках развития локализации. Предусмотрены и прямые запреты, например, импорта алюминиевых колес, укомплектованных шиной. В группе «ГАЗ», также подконтрольной Олегу Дерипаске, уже закупают только российский алюминий и называют ограничения «правильным шагом, с точки зрения углубления локализации».

Еще одно направление — вытеснение пластика. Алюминиевая экспансия на внутреннем рынке грозит затронуть интересы пивного лобби.

 Так, к 1 марта 2019 года должен быть готов документ, предлагающий повысить ставки сбора на пластмассовую упаковку, «с целью стимулирования использования возобновляемых материалов». Будут уменьшены и объемы пластиковой тары. Для начала, в случае с пивом. С 2017 года в РФ в интересах алюминиевых магнатов уже запрещено выпускать пиво в пластиковой таре объемом более 1,5 л для внутреннего рынка и торговать им в стране. В итоге, по оценке Союза российских пивоваров, в 2017 году продажи пива снизились на 4–5%. Следующим этапом станет ограничение объема тары емкостью 0,5 литра с 2019 года.

«Практически все эти меры для поддержания алюминиевой отрасли страны предлагались руководством «Русала» еще в 2016 году. За счет расширения использования алюминия в российской промышленности можно было бы увеличить загрузку мощностей заводов «Русала» и повысить степень передела от производства первичного металла до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. В то время эти предложения не привлекли достаточного внимания, но теперь, когда внешние санкции создали угрозу для всей алюминиевой отрасли, большая часть продукции, которой в виде первичного металла продается на экспорт, старые предложения оказались актуальными для спасения заводов «Русала». Расширение внутреннего спроса — верный путь замещения сокращающегося экспорта. Он позволяет сохранить загрузку мощностей предприятий и значительное число рабочих мест. При этом можно ожидать сокращения валютной выручки, но при сокращении экспорта, это, в любом случае, неизбежно. Некоторые из предложений спорны, как, например, замена ПЭТ на тару для напитков из алюминия. Это сфера потребительского спроса, баланс которого лучше бы оставить рынку, а не вмешиваться в конкурентные процессы административным регулированием. Такая замена неизбежно скажется на росте розничных цен, что плохо для и без того вялого потребительского рынка. Другие, напротив, очевидны. Например, по более широкому использованию алюминия в транспортном машиностроении. В тех же США алюминий гораздо больше, чем в РФ, используют для производства пассажирских вагонов и автобусов. Верным шагом должно стать исправление такой ситуации, когда страна экспортирует в основном первичный алюминий, а качественные конечные изделия импортирует. Те меры, которые предлагается предпринять в этом направлении, включая регулирование пошлин, госзакупок и т.п., логичны в данной ситуации, с той оговоркой, чтобы обеспечить достаточное количество и качество импортозамещающих изделий. Это достаточно проблемный момент. Другой момент – фактически монопольное положение «Русала» в производстве российского алюминия. Здесь нельзя переборщить с защитными мерами, чтобы не дать монополисту диктовать цены на внутреннем рынке», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Наиболее ресурсоёмкие отрасли для использования алюминия это ВПК, авиастроение, станкостроение и автомобилестроение. По факту российского станкостроения после экономических реформ 90-х, практически не осталось. Из оставшихся трёх наиболее маловероятно увеличение спроса со стороны автомобилестроения. АвтоВАЗ и так испытывает трудности с реализацией своей продукции после июньского повышения цен. Располагаемые доходы россиян, согласно последним данным Росстата и исследованиям ВШЭ, продолжают снижаться, поэтомуо в ближайшей перспективе эта ситуация не улучшится. Авиастроение опять же наталкивается на лимиты парков воздушных судов российских авиакомпаний. Конечно, переоборудование воздушного флота российскими судами в ближайшие годы продолжится, однако вопрос этот непростой и весьма длительный. Текущий авиапарк полон самолётов европейского и американского производства, не выработавший свой ресурс. Их можно продать на вторичном рынке, но на все это тоже потребуются долгие месяцы, поэтому быстро увеличить спрос для продукции «Русала» со стороны отечественного авиапрома едва ли осуществимо», — считает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

По его мнению, «кроме отечественного ВПК «Русалу» помощи искать больше не от кого».

«Насколько успешным будет такое сотрудничество, зависит от объёма иностранного спроса. Пока военная операция в Сирии продолжает работать на имидж российской военной техники. Как известно, такие страны, как Турция и Индия, недавно подписали мощные долгосрочные контракты на закупку в РФ тяжёлого вооружения. Однако это пока всё. Российскими рынками сбыта здесь ещё традиционно являются Южная Америка и некоторые страны Африки. Также можно ждать интереса от Филиппин. Однако пока никаких новостей от них не приходило. Возможно, в конце концов, и они захотят обновиться за счёт российской военной продукции, то есть, стимулировать «Русал» здесь можно будет через стимулирование иностранных контрагентов, закупать российское вооружение. Вполне осуществимый, хоть и довольно тернистый путь! Давать прогнозы в таком тонком деле, как экспорт вооружения – весьма непростая задача. Если на «Русал» не будет наложено эмбарго (а здесь в игру вступает фактор успешности переговоров между президентами США и России в Хельсинки), то теоретически компенсировать выпадающие американские, относительно небольшие, продажи «Русала», за счёт увеличения продаж российской «военки», возможно. Просто «Русал» для этого должен сам перестроиться и понять, что отныне предприятие становится стратегически важным предприятием для РФ, а для них, как известно, рекомендована значительная госдоля в уставном капитале», — добавил Рожанковский.

Аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова считает, что «российские власти заинтересованы в поддержке «Русала», а потому будут достаточно гибки в вопросах стимулирования внутреннего спроса на алюминий».

«Препятствий может быть минимум два: противостояние экологов (алюминиевая упаковка не самая экологичная, хотя отлично поддается переработке и повторному использованию) и лобби в секторе производства пищевого пластика. Кроме того, далеко не факт, что производители напитков захотят пойти навстречу властям и изменят свои технологические процессы и планы, поменяв ставку на пластик на ставку на алюминиевую банку. Сомнительно, что именно с внутреннего рынка удастся «достать» тот объем финансовых средств, который необходим «Русалу», — сказала «Гражданским силам.ру» Анна Бодрова.

«Решение по поддержке «Русала» принято, исходя из соображений, что расширят сферы применения алюминия в России. То есть ограничат импорт алюминиевой продукции, введут новые требования по локализации для машиностроителей и сократят долю пластиковой упаковки в пользу алюминиевой. Введение новых правил должно стимулировать внутренний спрос на продукцию компании, а значит, частично решить проблемы из-за санкционного давления. Кроме того, стоит учитывать, что основной мерой поддержки «Русала» является создание госфонда алюминия, т. е. наращивание закупок алюминия в Росрезерв», — сказала «Гражданским силам.ру» ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова.

«Известно, что компания «Русал» до санкций отправляла на экспорт примерно 80% своей продукции. На долю ЕС приходилось около 45%, на США, Азию и внутренний рынок — по 18%. И если сейчас правительство намерено заняться развитием российской алюминиевой промышленности, то, безусловно, спрос внутри страны может вырасти до 45%. Однако все равно еще останется более половины алюминия, который нужно будет куда-то распределять и расходовать. Ведутся разговоры и о создании госфонда алюминия, чтобы происходило наращивание закупок алюминия в Росрезерв. Однако на этот счет правительство пока не приняло окончательного решения. Не стоит забыть и о том, что пока одни компании терпят бедствие, другие на этом фоне выигрывают. Так например, Китаю удалось в I полугодии 2018 года увеличить экспорт алюминия до рекордного уровня — 2,71 млн тонн, на 12,8% больше, чем за тот же период прошлого года. И стоит отметить, что на долю КНР сегодня приходится почти половина всего мирового объема производства и потребления алюминия. Так что отсутствие спроса на алюминий из России, открывает новые возможности другим иностранным участникам этого рынка», — отметила в интервью «Гражданским силам.ру» ведущий аналитик ГК TeleTrade Анастасия Игнатенко.

Сергей Путилов
Теги: «Русал», алюминий