Аниме «Могила светлячков» возглавило топ лучших мультфильмов всех времен
14 июня 2018 11:46:23
Кинообозреватели издания USA Today составили список из сотни лучших анимационных фильмов всех времен.
Составители списка опирались не только на финансовый успех мультфильмов в прокате, но и на то, как в целом были приняты картины аудиторией и критиками. Японская мультипликация обошла по популярности, содержанию и качеству графики даже знаменитую «Желтую подводную лодку» (1968), повествующую о приключениях Beatles в фантастической стране Пепперлэнд, «Русалочку» (1989), на которой воспитывались несколько поколений послеперестроечных россиян, и культовую голливудскую поделку «Белоснежка и семь гномов» (1937).
Однако на всеобщее удивление победителем в этом соревновании сильнейших анимационных картин всех эпох вышла «Могила светлячков» Исао Такахаты. Полнометражное аниме о Второй мировой войне, выпущенное в 1988 году, в финале которого «все умерли», по своей мрачности затмевает любые другие поделки японских аниматоров.
Как известно, любое произведение японской мультипликации, даже начинающееся как комедия, в итоге приходит к глубинной драме, кризису личности и разрыву самых тончайших нитей, связывающих человеческий дух с внешним, иллюзорным миром. Аниме навевает мысли о бесцельности бытия. В этом смысле даже смерть детей – главных персонажей мультфильма (что является табу для западных кинопроизводителей) – в подаче знаменитой киностудии Ghibli выступает неким очищающим актом, призванным вразумить человечество, ставшее на гибельный путь самоуничтожения в пожаре ядерного холокоста и мировых войн.
Как и большинство аниме, «Могила светлячков» подкупает своей детской непосредственностью и заколдовывает зрителей видом таинства смерти. В отличие от голливудских мультфильмов там нет традиционного хэппи энда. Изделия японских аниматоров обнажают самую мрачную тайну бытия – перед косой старухи смерти все равны: и старики, и дети, едва успевшие вкусить радость жизни. Момент истины может наступить независимо от наших благих пожеланий, особенно если мир заражается безумием войны. Судьбу изменить нельзя, каждому отведен свой срок, и не важно, когда этот срок приходит. В сознании западного зрителя добро всегда торжествует над злом, но что если «добро» оборачивается ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки или уничтожением сотен тысяч немцев от бомбардировок союзной авиации? В отличие от жителей Германии, японцы не приняли такой философии, где «победитель всегда прав», не впали в беспамятство. И хотя бы в детской, наивной форме несут эту пронзительную правду миру по сей день в виде аниме, и, судя по рейтингу USA Today, даже умудряются достучаться до сердец миллионов людей во всем мире, казалось бы способных в ходить в кинотеатр лишь для получения позитивных эмоций и просмотра оптимистичных голливудских киноподелок (в том числе о смешных жителях моря и оживающих игрушках из магазина), кассовые сборы которых составляют сотни миллионов долларов. При том, что аниме даже самых лучших мастеров японской мультипликации, будучи признанными международными критиками, редко дотягивают хотя бы до десятка миллионов долларов, но, судя по рейтингу, популярность их от этого не становится меньше.
Десятку лучших мультфильмов в списке замыкает «Песнь моря» (2014) Томма Мура о девочке-тюлене. На девятом месте — «Мой сосед Тоторо» (1988) Хаяо Миядзаки об огромном волшебном существе из леса, на восьмом — фильм «Паддингтон 2» Пола Кинга об игрушечном медведе, на седьмом — романтический мультфильм «Твое имя» (2016) Макото Синкая. Шестое место занял «ВАЛЛ-И» (2008) Эндрю Стэнтона о маленьком роботе в постапокалиптическом мире, пятое — «Тайна Коко» (2017) Ли Анкрича и Адриана Молины. Четвертая позиция снова досталась Хаяо Миядзаки с его мультфильмом о девочке, спасающей своих родителей, — «Унесенные призраками» (2001). На третьем месте — «История игрушек 3» (2010) Ли Анкрича об оживающих игрушках, на втором — релиз 2015 года «Головоломка» о живущих в голове человека эмоциях. Наконец, абсолютное первенство критики, как уже было сказано, признали за «Могилой светлячков» Исао Такахаты.
«Мультипликация является мощнейшим средством воздействия на детскую психику. Достаточно посмотреть, как дети будто загипнотизированные прилипают к экранам, когда видят своих любимых персонажей. Этим пользуются не только компании-производители мультфильмов, но многие родители, которые, с целью хотя бы на время избавиться от забот о воспитании своих чад, включают для них что попало, лишь бы дети не кричали, не пищали и вообще позволили заняться какими-либо делами. Фиксики-миксики, мультфильмы с богатыми спецэффектами, не несущие порой никакого смысла, с этой задачей, безусловно, справляются. Однако нельзя забывать, что такого рода мультипликация является скорее оглупляющим фактором, и уж во всяком случае не способствует формированию полноценной личности. Детей необходимо подводить к пониманию жизни, формировать в них ценности: уважение к другим людям, способность к дружбе и взаимопомощи, и не всегда в этом смысле западные мультфильмы являются поучительными. Что касается аниме, то к нему тоже необходимо подходить осторожно. Как и в любом жанре искусства там полно мусора. Тем более ценны произведения таких талантливых аниматоров, как, например Хаяо Миядзаки, работы которого отличаются не только высоким художественным уровнем, но и несут мощнейший заряд добра. Их с одинаковым удовольствием смотрят и взрослые, и дети, и каждый по мере понимания из таких просмотров выносит для себя что-то важное. То, чего так не хватает каждому из нас», – сказала «Гражданским силам.ру» психолог Анна Домбровская.
Сергей Путилов