Булгаковский фестиваль на Патриарших продолжается
21 августа 2016 12:07:57
В августе на Патриарших прудах возобновился открытый в мае Булгаковский фестиваль.
20 августа хорошей музыкой на Патриарших порадовали публику лауреаты международных конкурсов: заслуженная артистка России Елена Ревич (скрипка) и доцент Академии музыки им. Гнесиных Дмитрий Илларионов (гитара).
Угаданное музыкантами настроение зрителей – нежелание отпускать уходящее лето – отразилось в их концертной программе. Прозвучали: «Летняя пора» Джорджа Гершвина, сюита «Мавританская шаль» Мануэля де Фалья, Андалузский романс Пабло Сарасате, композиции короля танго Астора Пьяццоллы, Кантабиле Николо Паганини – виртуозного итальянского гитариста и скрипача.
Вечер выдался теплым и ясным. Площадка перед сценой, а также заборы и скамейки вокруг были заполнены зрителями, роль галерки традиционно играл памятник баснописцу Крылову. А расположившиеся в аллеях Патриарших букинистические лавочки добавляли библиотечного уюта.
Напомним, Булгаковский фестиваль на Патриарших был открыт вечером, 14 мая, в канун 125-летнего юбилея М.А. Булгакова – гала-концертом «Булгаков и Большой театр», посвященный любимым операм писателя и годам, проведенным Булгаковым в качестве либреттиста Большого театра.
Известно, что влияние музыки на творчество Булгакова было огромным. Писатель «озвучил» свои произведения не только вальсами Штрауса, ариями из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, фокстротом «Аллилуйа», народными песнями, но и «музыкальными» фамилиями героев. Помните: «Берлиоз, Стравинский, Римский…» (последний представляет как бы половинку от Римский-Корсаков).
Наверное, Михаила Афанасьевича Булгакова можно назвать рекордсменом по числу преданных поклонников. Или, как теперь говорят, фанатов, готовых наизусть декламировать «Мастера и Маргариту», назубок знающих все подробности биографии своего кумира – их ничем не удивишь. И все же, исследователи-булгаковеды смогли это не раз. Самой большой сенсацией стало сообщение о том, что М.А. Булгаков сочинял музыку…
Впрочем, с музыкой на фестивале связано много интересных подробностей, неизвестных большинству поклонников творчества писателя. Например, оказывается вместо Берлиоза – «Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…» – мог появиться Чайковский. В одной из рукописей Булгакова председатель правления МАССОЛИТА фигурирует под этой, не менее «музыкальной» фамилией, но в процессе работы над романом Булгаков заменяет ее на фамилию Берлиоз. Композитор Гектор Берлиоз написал драматическую легенду «Осуждение Фауста». Но, Михаил Афанасьевич очень любил «Фауста», в киевском архиве писателя храниться 41 билет на оперу «Фауст». Да и в самом Булгакове, а особенно его герое Мастере было много от Фауста. Поэтому, некоторые исследователи, не без основания, полагают, что смерть человека по фамилии Берлиоз под колесами трамвая в легендарном романе – это осуждении за «Осуждение….»
Говоря о годах работы М.А. Булгакова в Большом театре (надо отметить, что до фестиваля о них вообще мало кто знал), вспомнили о написанных Булгаковым четырех либретто для Большого, в том числе к опере «Рашель» (на сюжет рассказа Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи»). Над оперой «Рашель» М.А. Булгаков работал вместе с И.О. Дунаевским в 1938 году.
Елена Сергеевна Булгакова пишет в своем дневнике: «Дунаевский импровизировал польку, взяв за основу несколько тактов, которые Михаил Афанасьевич выдумал в шутку, сочиняя слова польки. Дунаевский записал не свою импровизацию, а именно мелодию Булгакова, причем в чистом виде, без каких-либо попыток хотя бы элементарно гармонизировать ее». А вот слова этой польки.
Много танцев есть на свете,
Но прекраснее из всех
Только полька, полька только
У неё всегда успех!
На открытии фестиваля эту польку исполнял концертмейстер Большого театра, пианист Павел Небольсин.
Сергей Коршунов