«Кинотавр 2018» встал на защиту Серебренникова и открыл дорогу авторскому кино
13 июня 2018 14:17:26
В Сочи закончил работу главный кинофестиваль страны «Кинотавр», прошедший уже в двадцать девятый раз. В свой предъюбилейный год фестиваль представил пятьдесят две премьеры, открыл новые имена и заметно расширил поле авторского кино.
На фестиваль было не попасть. Более сорока тысяч поклонников российского кино собрались на открытой площадке у Зимнего театра в Сочи. Более 180 миллионов рублей было вложено на организацию и подготовку этого кинопраздника. Около ста картин участвовало в отборе основного конкурса и более четырехсот короткометражных. Таков масштаб нынешнего «Кинотавра», проходившего под девизом «свобода фильмов и свобода выбора».
Несмотря на то, что фильмов делается масса, картин, в которых есть свежие творческие решения, неожиданные экспериментальные поиски киноязыка, нечто любопытное для фестиваля не так уж и много, заявил президент «Кинотавра» Александр Роднянский. Фильмы, в которых отсутствует авторская интонация, фестивалю не интересны.
Двадцать девятый «Кинотавр» лишь утвердил приоритеты организаторов. Главный приз присужден картине Наталии Мещаниновой «Сердце мира». Герой картины — ветеринар, одинокий мужчина, который работает в российской глубинке на притравочной станции для охотничьих собак. Этот фильм о людях, живущих в почти полном слиянии с природой, о семье и доме как фундаменте человеческой жизни. Рассказанная простым языком история зацепила и жюри, и зрителей.
Лучшей режиссерской работой признали «Русского беса» — ленту эксцентричного режиссера Григория Константинопольского. «Бесы», как и прошлые работы кинодела, стали одними из самых обсуждаемых и разделили зрителей на два лагеря.
«Спасибо отборщикам, что позвали — слышал, что не хотели, — поделился режиссер, получая награду. — Тронут. Двадцать лет прождал эту награду».
Призом за лучшую мужскую роль награжден актер Степан Девонин, муж Наталии Мещаниновой, сыгравший в ее картине «Сердце мира» того самого врача-ветеринара. За роль матери в картине Ивана Твердовского «Подбросы» приза за «лучшую женскую роль» удостоилась Анна Слю. Приз им. Микаэла Таривердиева за музыкальное решение присудили Леониду Десятникову и Алексею Сергунину за экспериментальную картину «Ван Гоги».
Специальным дипломом жюри отмечена восьмилетняя актриса Марта Козлова за создание образа войны глазами ребенка в фильме режиссера Алексея Федорченко «Война Анны». Девочка с блеском сыграла главную роль, не произнеся ни слова за всю картину. Непростой задачей для актрисы, которой на момент съемок исполнилось шесть лет, стало без слов передать все лики и войны, увиденные глазами маленькой девочки, единственной уцелевшей из большой семьи. Кинокритики назвали юную актрису открытием года.
Закрыла фестиваль картина режиссера Веры Кричевской «Дело Собчака».
Это лучший фестиваль за тринадцать лет, поделилась своими впечатлениями программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, отметив, что креативная идея, которая прослеживалась еще на отборе, так сильно захватывает зрителей нечасто. За каждым фильмом — участником стоит честная позиция автора и желание сделать свое глубоко авторское высказывание. И в авторском кино, и в дебютном это наблюдалось в таком масштабе впервые.
В своем стремлении отразить и зафиксировать актуальную повестку дня фестиваль не мог проигнорировать и то, что сегодня происходит в отношении Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова. На фестивале зачитали обращение в поддержку двух режиссеров. Несмотря на свое отсутствие, Сенцов и Серебренников стали главными героями церемонии закрытия «Кинотавра».
Марина Мароховская