В России создан первый ударный беспилотник тяжелого класса «Альтиус-О»
13 июня 2018 17:49:29
Российский дрон способен находиться в воздухе без дозаправки на 6 часов больше, чем американский Reaper.
Дрон «Альтиус-О» массой более 7,5 тонн, способный вести разведку и наносить удары по наземным целям, успешно прошел летные испытания, – сообщает Интерфакс со ссылкой на информированный источник в Минобороны РФ.
Созданием тяжелого ударного беспилотника в рамках опытно-конструкторской работы «Альтиус» занимается казанское ОКБ имени Симонова совместно с компанией Кронштадт. В 2011 году ОКБ выиграло тендер на разработку БЛА для Минобороны РФ и заключило контракт на 1 млрд рублей. Успешный опыт применения американских беспилотников в Афганистане, Сирии и Ираке, а также для ликвидации исламских боевиков в различных регионах Ближнего Востока побудил Россию, хоть и с большим запозданием, но озаботиться созданием летающих роботов-убийц. Пока что российский образец, судя по заявленным характеристикам, уступает американским беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), которые эксплуатируются там уже на протяжении многих лет, как по скорости, так и по боевой нагрузке. Тем не менее, учитывая, что ранее в России дронов такого класса не было вовсе, следует признать, что российские разработчики не сидели сложа руки все эти годы и сумели добиться ощутимого успеха.
Опытный образец собран на казанском авиазаводе, первый полет он совершил в июле 2016 года. «Альтиус» представляет собой моноплан с крылом большого размаха и V-образным оперением, аналогичный БЛА более легкого класса «Орион», скопированному, по мнению ряда экспертов, с иранского дрона Shahed. Что касается основного беспилотника российской армии «Форпост», то он был заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI.
Напомним, ранее у израильтян была закуплена эта система на десятки миллионов долларов. Что касается «Альтиуса», то по отношению к предыдущим российским разработкам это изделия стало без преувеличения революционным. Достаточно сказать, что масса полезной нагрузки «Ориона» составляет всего 200 кг, а дальность полета не превышает 250 км. Что касается новейшего изделия, относящегося к классу тяжелых беспилотников, то дальность его полета должна достичь 10 000 км, а масса полезной нагрузки (которая может включать как разведывательное оборудование, так и управляемые бомбы, противотанковые ракеты) достигает тонны. До дальности полета самого большого в мире БПЛА – американского Global Hawk (25000 км), – здесь еще, конечно, далеко, однако, учитывая, что «Альтиус» предназначен для выполнения не только разведывательных, но и ударных задач, более корректно было бы сравнивать российского тяжеловеса с близкими по классу беспилотниками США Reaper («Жнец») и Predator («Хищник»). Последний находится на вооружении американской армии уже десять лет.
Российский перспективный дрон уступает заокеанскому сопернику по скорости – 250 километров в час против 400 у «Хищника». Кроме того, «Альтиус» летает немного ниже американского дрона (на 1 км), но это едва ли является сильным минусом. В то же время, «россиянин» способен дольше находиться в воздухе – 48 часов без дозаправки против «риперовских» 42 часов. При этом «Альтиус» берет на 700 кг меньше боевой нагрузки, чем изделие заокеанского ВПК.
В целом, показатели для страны, впервые сделавшей заявку в конструировании тяжелых беспилотников, можно считать если не выдающимися, то, по крайней мере, удовлетворительными. Другое дело, что в то время как количество ударных беспилотников на вооружении США уже исчисляется сотнями, России только предстоит проделать многолетний путь по созданию флота ударных дронов, ведь, учитывая, что эти «игрушки» весьма дорогие (стоимость «Хищника», близкого по характеристикам нашему «Альтиусу», составляет около 30 млн долларов), обладать армадой таких роботов-убийц может позволить себе лишь страна с развитой экономикой.
Американский аналитик Самуэль Бендетт из CNA (Center for Naval Analyses) полагает, что российские разработки военных беспилотных летательных аппаратов на годы отстают от аналогичных зарубежных разработок, пишет Breaking Defense. По мнению Бендетта, в разработке беспилотных систем россияне плетутся в хвосте «китайцев, иранцев и турок», не говоря уже о США. По мнению Бендетта, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтиус» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате чего создание и поступление в войска тяжелого дрона может задержаться.
«Осознание значимости наличия в войсках современных беспилотных авиационных систем пришло в РФ только после конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии в 2008 г. В период 1990-х – начала 2000-х в России, в силу известных проблем финансово-экономического характера, тематике беспилотных авиационных систем уделялось крайне мало внимания. Это обстоятельство, а также отсутствие на период конца советской эпохи серьезного задела на перспективу в данной области и обусловило накопившееся отставание России в данном вопросе от мировых лидеров, которыми являются США и Израиль. Однако в дальнейшем были сделаны определенные выводы, которые привели к принятию ряда мер для выправления описанной неприемлемой ситуации. В частности, были осуществлены закупки партии беспилотных систем в Израиле, был задан ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание российских БПЛА в классах, где инициативные разработки отсутствовали. Принимая во внимание новейший тяжелый беспилотник, созданный в России, можно говорить о том, что имеющиеся позитивные сдвиги дают повод к некоторому оптимизму относительно перспектив развития БПЛА в России», – сказал «Гражданским силам.ру» российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.
Сергей Путилов