Патриарх Кирилл отверг упреки в «соглашательстве» Церкви с властью
01 февраля 2019 11:28:40
Из истории известно, что Русская церковь вместе с верой заимствовала из Византии и господствовавшую там теорию «симфонии» государства и Церкви. Последняя, по сути, означала, что христианская вера ставится в подчиненное положение по отношению к императору. Такая же модель была полностью перенесена и на русскую почву. Так было во времена великих князей, двухсотлетнего царского Синода, подменившего патриархат, советской власти, когда Церковь пошла на заключение «сергианской унии» с безбожниками.
И вот в наши дни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл категорически не согласен с теми, кто считает, что Русская православная церковь сегодня избегает полемики с руководством России относительно тем, волнующих общество.
«Я думаю, что эти обвинения проистекают от людей, которые желают видеть в церкви так или иначе политически ориентированную организацию», – заявил патриарх «Интерфаксу» в канун 10-летия своей интронизации.
По мнению главы РПЦ, любая критика власти льет воду на мельницу оппозиции. Кроме того, Церковь, по мнению предстоятеля, не должна участвовать в политической деятельности.
«Когда оппозиция критикует власть, это ясно: оппозиция хочет показать народу, что нынешняя власть – это плохо, а оппозиция, которая ее критикует, – это хорошо, и вывод простой: голосуйте и поддерживайте оппозицию», – пояснил патриарх.
Однако церковь, по его словам, «не может занять такую жизненную линию, она не может не взаимодействовать с властью», но при этом церковь «ни в коем случае не должна молчать, когда в стране, в обществе, в народе происходит нечто, что с духовной точки зрения может нанести большой ущерб и личности, и народу, и даже государству». В таких случаях Русская православная церковь, по словам Кирилла, «никогда себя не ограничивала» в публичной полемике.
3 февраля православные отмечают день св.Максима Грека – человека, которого русский царь и митрополит четверть века за его свободолюбивые убеждения и обличения церковного стяжательства продержали в узах. Свободомыслие на Руси часто было уголовно наказуемым деянием. Разумеется, хулиганская выходка Pussy Riots, возгласивших в храме Христа Спастеля «Богородица, Путина прогони!», не может быть приравнена к духовному подвигу Максима Грека или митрополита Филиппа, задушенного царским палачом Малютой Скуратовым. Тем не менее, церковь и власть оказались единодушны в том, что панки должны понести уголовное наказание. Из-за церковной ограды не донесся ни один голос в защиту девушек, совершивших, безусловно, предосудительный поступок, но доступный прощения в соответствии с заповедями Христа. Не услышали мы осуждающего голоса Церкви, когда лилась братская православная кровь в Грузии и на Донбассе. Стоит ли этому удивляться, если священники кропят святой водой оружие, которое будет нести смерть, тем самым нарушая заповедь «не убий»?
Сергей Путилов