В Москве отметили День рождения органа

Фото © «Гражданские силы.ру»/ Сергей Коршунов

27 сентября 2016 16:40:51

2612

Во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И. Глинки прошел вечер, посвященный дню рождения старейшего в России органа, сделанного в 1868 году великим мастером Фридрихом Ладегастом, представителем школы немецкого романтического органа.

Инструменты этого мастера очень ценятся в Европе, из наиболее известных – орган «Общества друзей музыки» в Вене. В Германии, для музыканта считается почетным играть на органе Фридриха Ладегаста. Для любителей органной музыки из Европы, особенно Германии, орган Фридриха Ладегаста в Москве – настоящее откровение!

В нашем же отечестве, этот инструмент известен под именем Хлудовский орган. Увлекательную историко-музыкальную одиссею по почти 150-летней жизни этого редчайшего инструмента, гостям вечера предложила его ведущая, – органист и лектор музея, Дарья Мельниченко. Вечер был открыт сюитой Генделя «Музыка на воде» в исполнении лауреата международных конкурсов Анастасии Сидельниковой.

Музыкальные салоны в Хлудовском тупике

Сейчас тупик называется Хомутовским, он в двух шагах от метро Красные ворота, но так «спрятан» в застройке, что найти его очень трудно. Особняк купцов Хлудовых сохранился (сейчас там медучреждения), а вот от роскошного сада остался лишь 200-летний дуб, «помнящий» еще гуляющих под ним тигров. Михаил Хлудов – адъютант самого Скобелева, привез из Туркестана тигров, доводивших до обмороков прохожих и соседей в Хлудовском тупике. Но, наш главный герой, его брат – Василий Хлудов, построивший на берегу Чёрного моря, в маленьком посадском городке Сочи поместье с ботаническим садом (ныне, Ривьера), еще в 19 веке задавший вектор развития будущему городу Олимпиады.

Именно он, Василий Хлудов, обучаясь в Гейдельбергском университете (Германия), познакомился с Фридрихом Ладегастом, которому и заказал орган.  Заказ  Ладегаст выполнил в 1868 году, в свое 50-летие, за плечами уже большой опыт и слава. Инструмент делался как домашний, но просторный особняк Хлудова позволил сделать его довольно большим. Школа немецкого романтического органа: скорее не столь громкий, сколь певучий, лирический по звучанию инструмент, множество флейтовых голосов.

Вскоре, особняк Хлудовых, с его музыкальными салонами органной музыки, стал центром притяжения для всех мастеров и ценителей органной музыки. Здесь бывали: будущий основатель советской органной школы Александр Гедике, композитор Сергей Танеев, писатель Дмитрий Мережковский многие другие. Органные салоны имели огромную популярность.

Для большинства наших современников, орган – это либо церковная музыка, услышанная в католическом соборе, либо концерт в консерватории, чаще из произведений Баха, Генделя и т.д. О том, что орган может быть домашним инструментом, что под него можно танцевать, на нашем вечере, в музее им. М.И. Глинки, напомнила Олеся Ростовская – органист, карильонист, член Союза композиторов.

«Дискотека 16 века», «русский Фауст»

Аллеманда на песню «Девушка брюнетка» из «Нотной тетради Сусанны ванн Сольд», затейливая куранта и другое – иногда выступления Олеси Ростовской сопровождает танцевальная группа, как это было в Калининграде. «Дискотека 16 века» – это ее гастрольный проект. В его программе есть неизменные, любимые ею композиции, а часть репертуара меняется. Если поиск (в музыкальном наследии Возрождения, Средневековья, в наследии трубадуров и миннезингеров) дарит новые открытия, то в «Дискотеке 16 века» появляются «новые хиты».

Олеся Ростовская исполнила и музыку князя Одоевского. «Молитва без слов».  Владимир Одоевский – мистик и каббалист, «русский Фауст», как его называли современники, прославился многими изобретениями, например музыкального телеграфа, энгармонического клавесина. Он сконструировал также и свой знаменитый орган, которому даже, дал имя «Себастианон». Одно из его сочинений для органа «Молитва без слов» исполнила Олеся Ростовская, кстати, ученица Олега Янченко, «Медитация» которого также украсила этот волшебный вечер в музее.

Долгая служба, небытие и второе рождение Хлудовского органа

В 1886 году Василий Хлудов передает свой орган в дар Московской консерватории, где инструмент прослужит 73 года, да каких! Орган использовался практически постоянно – и как учебный, и как концертный. Не случайно этот инструмент называют отцом и учителем всей московской органной школы.

В 1959 году орган передается детской музыкальной школе №1 им. С.С. Прокофьева, где он находится до 1988 году. Уже сильно обветшавший Хлудовский орган было решено разобрать и отправить на хранение в церковь Троицы в Кожевниках. Это самый драматичный период в жизни инструмента. Не отапливаемое помещение с протечками и т.д. – в общем ужасной хранение почти погубило орган. Большая часть корпуса, сделанного из хвойной древесины с ореховыми шпонками, разрушилась. Трубы из мягкого органного металла (сплав свинца и олова) были деформированы или сплющены.

В 1992 году Хлудовский орган принят в фонды музея им. М.И. Глинки. Много славных мастеров приложили свой талант и терпение,, чтобы вернуть этот инструмент к жизни. Это Римантас Гучас, Бернардас Василяускас, Павел Кравчук, легендарный Олег Янченко и другие.

В сентябре 1998 года Хлудовский орган вновь зазвучал, получив, можно сказать, второе рождение. В тот памятный день на восстановленном инструменте Фридриха Ладегаста играл Олег Янченко, сохранилась афиша того концерта.

Новым домом для старейшего органа в России стал Прокофьевский зал ВМОМК им. М.И. Глинки. Как и прежде, Хлудовский орган – центр притяжения для музыкантов и просто ценителей органной музыки. В музее восстановили добрую традицию музыкальных салонов, заведенную когда-то Василием Хлудовым.

В 2018 году ожидаются необыкновенно интересные мероприятия, связанные с Хлудовским органом. Это 150-летие органа и  200-летие Фридриха Ладегаста.

Сергей Коршунов
Теги: орган, Москва, Фридрих Ладегаст