Война и мир Василия Верещагина
07 марта 2018 12:26:40
В Новой Третьяковке открылась главная выставка 2018 года.
Наверное, никакой другой русский художник не вызывает такого интереса и совершено диаметрального отношения к своему творчеству как Василий Верещагин (1842-1904). Фактически он произвел своеобразную революцию в батальном жанре, изображая на своих полотнах не привычную для XIX века парадную сторону войны, а все ее ужасы и неприглядность. Знаменитый художник к войне относился также как и Лев Толстой, считая ее страшным злом.
Но Верещагин писал не только батальные сцены. Его по праву, как рассказала заместитель генерального директора ГТГ Татьяна Карпова, можно считать этнографом.
«У него было много интересных, оригинальных идей. Ему было важно изучать быт, нравы, психологию различных народов, которые считались отсталыми и примитивными. Он не замыкался на сугубо творческих живописных задачах и мыслил очень широко. Его этюды и карандашные наброски служат и сейчас важным этнографическим источником для многих ученых», – отметила Карпова.
Выставку не случайно называют главным художественным проектом 2018 года. Впервые творчество одного из самых известных русских художников представлено так широко. Это первая такая обширная монография живописца, объединившая около 500 экспонатов, включая живописные и графические работы, а также произведения декоративно-прикладного искусства, прекрасно дополнившие экспозицию, и архивные документы и фотографии из собраний 20 музеев и четырех частных коллекций.
В первую очередь привлекают внимание, конечно же, картины. Знаменитое полотно «Апофеоз войны», которое стало символом выставки, «Двери Тимура (Тамерлана)», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Побежденные. Панихида» и многие другие представлены в сериях, посвященных военным походам и путешествиям художника. Готовя выставку, кураторы опирались на стремление самого Верещагина сохранять целостность каждого цикла и нераздельность показа серий. Их в экспозиции семь: Туркестанская, Индийская, Балканская, Палестинская, Русская, Японская, «1812 год». Помимо этого представлены два полотна из цикла «Трилогия казней». Эти работы станут открытием для многих посетителей выставки.
Все три работы цикла: «Казнь заговорщиков в России», «Распятие на кресте у римлян» и «Подавление индийского восстания англичанами» вместе выставлялись всего единственный раз на аукционе в Нью-Йорке. Судьба картин сложилась по-разному. Одна из них, где запечатлен расстрел сипаев, бесследно исчезла. Есть предположения, что картину выкупили и уничтожили представители британской администрации.
«Распятие на кресте у римлян» долгое время хранилось в Бруклинском музее искусств. В ноябре 2011 года на аукционе Christie’s картина была продана за $2,659,331 русскому покупателю, который и предоставил любезно ее для выставки в ГТГ.
«Казнь заговорщиков в России» в свое время в Российской империи была запрещена. Картина хранилась в запасниках Музея политической истории России в Санкт-Петербурге. Теперь же отреставрированное полотно после долгого забвения представлено широкой публике.
К выставке подготовлен альбом-каталог и несколько книг, посвященных творчеству Василия Верещагина, а также целая серия сувенирной продукции по мотивам его работ, в том числе и оригинальные платки.
Для удобства посетителей на выставку организовано три входа: по живой очереди на покупку билетов, для тех, кто заранее приобрел билеты онлайн или в кассах ГТГ, а также отдельный вход для владельцев карты Друга Третьяковки.
Сеанс длится полчаса, запускать в залы будут по 250 человек.
Марина Александрина