Капитан Большого порта Петербурга: Запрет на бункеровку судов, заходящих в порт Усть-Луга, противоречит закону

Капитан Большого порта Санкт-Петербурга считает запрет на бункеровку судов, заходящих в порт Усть-Луга, противоречащим законодательству, сообщает &qu

02 сентября 2013 00:00:00

1744

Капитан Большого порта Санкт-Петербурга считает запрет на бункеровку судов, заходящих в порт Усть-Луга, противоречащим законодательству, сообщает "47News" . Как стало известно 47News, капитан "Большого порта Санкт-Петербурга" Пётр Паринов отве ...

Капитан Большого порта Санкт-Петербурга считает запрет на бункеровку судов, заходящих в порт Усть-Луга, противоречащим законодательству, сообщает "47News" .

Как стало известно 47News, капитан "Большого порта Санкт-Петербурга" Пётр Паринов ответил на обращение "Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков", которое касалось запрета Северо-Западного энергетического таможенного поста осуществлять бункеровку судов, заходящих в морской порт Усть-Луга на якорной стоянке.

Паринов отметил, что у него как у капитана морского порта "не имеется претензий к порядку и способу проведения бункеровочных операций на якорной стоянке без постановки судов к причалам", а также нет претензий, с точки зрения безопасности судоходства.

На двух страницах Паринов объясняет свою позицию. В таможенном кодексе заложен принцип невмешательства в хозяйственную деятельность и производственный процесс со стороны государственных органов. Более того, по мнению Паринова, сама по себе бункеровка не является предметом таможенного контроля, а право определения конкретного места стоянки в порту принадлежит его владельцу. Потому введённый запрет нарушает законодательство.

Таким образом Паринов практически повторил мнение вице-премьера Правительства РФ Игоря Сечина, который 31 августа в присутствии Президента РФ Владимира Путина заявил, что "подобные действия Центральной энергетической таможни являются превышением служебных полномочий".

Уже неделю в крупных портах России поставщики судового топлива борются с недавним указанием Федеральной таможенной службы. Болезненней всего это распоряжение сказалось на привлекательности порта Усть-Луга и бизнесе бункеровочных компаний Петербурга. С 23 августа зарубежным грузовым судам, заходящим в эту точку назначения, запрещена дозаправка топливом.

22 августа руководитель структурного подразделения Федеральной таможенной службы РФ - Центральной энергетической таможни Павел Стрельников разослал своим подчиненным телетайпограмму. "В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства РФ … при проведении таможенного контроля совершать таможенные операции в отношении товаров, декларируемых в товарных позициях 27 группы внешнеэкономической деятельности (27 группа — нефтепродукты), в качестве припасов, у причальных стенок..." - указано в документе. Из чего следует запрет бункеровки судов на рейде.

Таким образом, с 23 августа дозаправка крупных грузовых судов, заходящих в порты Мурманска, Петербурга, Новороссийска, Владивостока, может вестись только от причалов.

Навряд ли таможенная служба издала этот приказ, зная о ситуации в важнейшей составляющей Большого порта Петербурга - порту Усть-Луга. Здесь расположены мощные нефтеналивные терминалы крупнейших российских компаний - ОАО "Роснефтебункер", ООО "Новатек — Усть-Луга" и ООО "Сибур — Портэнерго", однако у них технологическое оборудование для бункеровочных операций предусмотрено лишь в проектной документации. В связи с этим заправка судов до 23 августа осуществлялась на рейдовой стоянке - специально выделенной части акватории. В результате распоряжения бункеровка судов в порту Усть-Луга прекратилась совсем.

Это повлияло не только на возможные аварийные остановки танкеров в открытом море, подавляющее число которых ходит под иностранными флагами, и срыв сделок по контрактам, но и на репутацию самого порта Усть-Луга. А за репутацией, как известно, стоят важные фамилии: глава РЖД Владимир Якунин, совладелец компаний "Сибур", "Новатэк", Gunvor Геннадий Тимченко и десяток аналогичных по финансовому и политическому весу персон. 20,99 процента ОАО "Компания "Усть-Луга" принадлежит правительству Ленинградской области.

В бункеровочном бизнесе работают такие петербургские предприятия, как Балтийская бункерная компания, "Невский мазут", Балтийская топливная компания, а также трейдеры, аффилированные к глобальным корпорациям - "РН-Бункер", "Газпромнефть Марин Бункер", "Лукойл-бункер". По оценкам экспертов, с которыми удалось поговорить "Фонтанке", в общей сложности это примерно 5 тысяч рабочих мест. Общая капитализация рынка составляет десятки миллиардов долларов.

После 23 августа несколько иностранных судов уже были вынуждены покинуть порт без дозаправки. В том числе мощнейшее по тоннажу норвежское судно Erviken, которое 31 августа убыло в Прибалтику - только эта компания заплатит всевозможные портовые сборы на сумму примерно в 150 тысяч долларов вместо того, чтобы перечислить их Росморпорту.

На данный момент, как и на протяжении последней недели, бункеровочные компании пытались добиться от Федеральной таможенной службы дополнительных разъяснений, указывая на технологическую невозможность заправки непосредственно в порту Усть-Луга. В деловой переписке компаниям ничего не ответили, в бункеровке отказано.

О непонимании между бизнесом и таможней поставлен в известность не только капитан морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" Петр Паринов, на имя которого Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков направила обращение, но и заместитель министра транспорта Виктор Олерский, который также пытался добиться ответа от руководителя ФТС Андрея Бельянинова.

Всё же ключевой фигурой в этом противостоянии стал президент "Роснефти" Игорь Сечин. Его дочерняя компания "РН - Бункер" также в списке тех, кто недополучит прибыль. Скорее всего, именно он инициировал обращение члена президиума общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Виталия Гуменюка к Владимиру Путину в ходе совещания по проблемам Приморского края, состоявшегося во Владивостоке 31 августа.

После чего вице-премьер Игорь Сечин публично - стенограмма выложена на сайт Президента России - высказал мнение, что подобные действия Центральной энергетической таможни являются превышением служебных полномочий. Собеседник 47News" в руководстве Большого порта Санкт-Петербург поделился аналогичным суждением, уже ссылаясь на нормы Таможенного кодекса. С его слов, "указаний на наличие у таможенных органов полномочий по установлению в пределах таможенной зоны конкретных мест для проведения осмотра, права на определение способа осуществления технологических операций, а тем более, указаний совершать это у причала или нет, закон не содержит".

Позицию таможенного ведомства разъяснил на совещании при Владимире Путине заместитель главы ФТС Руслан Данилов. Если в документе от 22 августа указывалась мотивировка — единообразие, то Данилов объяснил это решение тем, что отдельные судовладельцы лукавят. По его словам, некоторые имитируют погрузку/разгрузку для того, чтобы наполнить баки беспошлинным топливом, после чего перепродать его в других иностранных портах.

По мнению бизнесменов, эта версия не выдерживает критики. - Во-первых, при погрузке/разгрузке необходимо платить портовые сборы, а это в среднем более 100 тысяч долларов, во-вторых, у всех танкеров прописан рейс и останавливаться в незапланированном порту возможно только при форс-мажоре, - прокомментировал один из генеральных директоров петербургской бункеровочной компании, пожелавший "до разрешения конфликта остаться анонимным".

Есть и компания, которой повезло. ЗАО "Транснефть-Сервис", работающее в Новороссийском и Приморском торговых портах, способно заправлять суда от причалов. Случайно, благодаря инициативе ФТС, это предприятие лишилось конкурентов на рейде. Если указание ФТС устоит, то большая часть судов из Усть-Луги начнет заправляться в Приморске. Что касается выгоды, то цена с причала в Приморске превышает усть-лужскую в среднем на 100 долларов за тонну (как правило, объем заправки судна составляет 1000 тонн).

Как прокомментировал один из собеседников, "в одну сторону таможня ошиблась верно".

Владимир Путин поручил ответственным лицам разобраться в ситуации таким образом, "чтобы никто ничего не нарушал, но чтобы не было и ограничения для предпринимательской деятельности".

Источник: http://regions.ru/

Теги: Капитан,Большого,порта,Петербурга: