Болезнь или одержимость: в Москве состоялась православно-католическая конференция, посвященная изгнанию демонов

http://psycounseling.ru/

17 ноября 2019 13:14:47

2965

Если вы закоренелый материалист и не верите в потусторонние силы, то любой режиссер, снимающий фильмы ужасов, или священник посоветует вам посетить психбольницу. Чтобы убедить в обратном

Более благодатного материала для охотников за демонами действительно не найти. Устрашающие гримасы, истошные крики, «тайные послания», которыми с вами охотно поделятся пациенты, немедленно наведут религиозно мыслящего человека на мысли об одержимости бесами. Если психиатры пытаются вернуть в мир нормальных людей своих подопечных с помощью сильнодействующих нейролептиков, то церковь уповает на высшие силы. Повреждения мозга, дурная наследственность, психические травмы или все же одержимость силами тьмы — что скрывается за «болезнями», приводящими тысячи людей в «желтые дома»? Можно ли кадилом исцелить болящих, или же речь идет о сложных мозговых процессах, то есть исцеления следует ждать исключительно от людей в белых халатах? На эти сложные вопросы попытались ответить участники Международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье», состоявшейся в Москве в помещении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС).

Однажды автор статьи приехал в Берлюкову пустынь (на территории которой находится психушка), и спросил священника: как отличить психически больного человека от бесноватого? Батюшка посоветовал взять десять стаканов воды, девять из них наполнить святой водой, а один обычной. Бесноватый должен был выбрать именно этот, неосвященный стакан. Участники форума, в котором приняли участие представители разных христианских конфессий из Испании, Италии, Нидерландов, США и России, преподаватели богословских факультетов и духовных школ, а также сотрудники Научного центра психического здоровья РАН (НЦПЗ) считают, что ответ на этот вопрос не так прост.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в своем докладе упомянул о «недостаточной осведомленности психиатрического сообщества в религиозных вопросах», стремления медиков «сводить все мистические феномены к проявлению психических заболеваний». По его словам, мистические феномены — это свидетельство влияния на психику духовного мира, который не является объектом познания науки. Батюшка, таким образом, склонен рассматривать как минимум часть психически больных людей как одержимых бесами. Чтобы решать проблему, по его мнению, требуется «сотрудничество психиатра и священника, нужно, чтобы врач был открыт на духовную жизнь, а пастырь имел бы достаточно знаний в области психопатологии». В этом сотрудничестве важно «отличить душевное расстройство от проявлений духовного, религиозного измерения человеческой жизни». Не секрет, что такой подход чреват, мягко говоря, перегибами, поскольку, с точки зрения особо православных священников, к одержимым демонами часто можно отнести вообще последователей всех нехристианских религий, а также атеистов, в душевной пустоте которых якобы заводятся бесы.

Епископ Пантелеимон Орехово-Зуевский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, прислал участникам форума свое приветствие, в котором так определил цель психиатрии — это «душевное здоровье человека, которое подразумевает свободу психики от болезненных проявлений, наличие относительного душевного мира и спокойствия, способности к преодолению различных стрессов». В этом же помогает человеку христианское пастырство, духом Христовым «освобождая человека от смятений и страстей, ощутимо исполняя душу любовью и радостью».

«К нам в психиатрическую больницу раз в две-три недели приходили батюшка и две монашки. Они читали молитвы, кропили святой водой помещение, исповедовали, приносили шоколадки, фрукты. Пациенты охотно кушали, исповедовались. Мы рассматривали это как некоторое разнообразие на фоне скучных будней, но лучше бы они реально помогали, чем просто кропили святой водой. То есть находили психологический контакт с пациентами, рассматривали случаи, когда люди попали в психушку без всяких на то оснований, а не просто формально исполняли свои религиозные ритуалы», — сказала «Гражданским силам.ру» пациентка московского психоневрологического диспансера Арина Кутейчикова.

«Психика таит в себе много загадочного и непознанного, поэтому человеческих средств далеко не всегда достаточно для эффективного лечения психических расстройств. В содействии человеку на пути стяжания мира Христова и видится задача христианской пастырской психиатрии, которая призвана открыть душу больного целительной силе Творца, Его благодати, подаваемой в Таинствах Церкви», — резюмировал епископ Пантелеимон.

В конференции также приняли участие католические деятели, в частности, Габино Урибарри Бильбао, доктор богословия, профессор папского университета Комильяс, (Мадрид, Испания). При этом отметим, что для борьбы с демонами в Ватикане ежегодно набирают отряды экзорцистов. В то время как РПЦ пока более склонна объяснять психические отклонения естественными причинами, фактически запретив практиковавшийся в дореволюционное время обряд экзорцизма в России — «во избежание искушений».

Как бы там ни было, а в истории Берлюковой пустыни значится под 1858 годом и такое сообщение. Две женщины привели в храм больную, как они уверяли — одержимую бесами. Когда священник начал читать молитву, та забилась в конвульсиях «и кричал в ней дух: выйду, выйду». Однако не вышел. Потом, дождавшись 24 марта, тезоименитства старца Зосимы, начали служить соборную панихиду. И она начала биться и кричать, так что и сестры многие бежали из Церкви ради страха. И ее едва могли держать, и, разинувши уста, вышел паром или, как бы дымом дух и она тут же очувствовалась и пришла в память и начала благодарить Бога», — сообщается в церковном документе.

Сергей Путилов
Теги: православно-католическая конференция, психиатрия, одержимость