«Бренд России» сплагиатили у фашистов?
22 сентября 2017 20:48:49
На памятнике Калашникову в Москве разглядели схему немецкой винтовки.
Установленный 19 сентября в Москве памятник конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову с самого начала вызвал немало споров.
Если глава Минкультуры Мединский, выступая на открытии восьмиметрового монумента с восторгом говорил о том, что «калаш» стал «культурным брендом России», то лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич назвал статую «бездарной» и «уродливой».
Популярный российский исполнитель Сергей Лазарев также подверг памятник критике, назвав «отвратительной» идею об его установке в центре Москвы.
«Чему учим детей? Воевать? Делать эту картинку нормой?», — заявил артист.
И вот сегодня разразился настоящий скандал. На памятнике разглядели чертеж немецкой штурмовой винтовки StG 44, разработанной в 1944 году и стоявшей на вооружении вермахта и СС. Внимание на эту деталь обратил военный историк Юрий Пашолок, опубликовавший фотографию части памятника и взрыв-схему StG 44 на своих страницах в соцсетях.
Чем руководствовался скульптор, размещая это изображение на монументе можно только догадываться. Однако это породило новую волну дискуссий о том, является ли Калашников действительно изобретателем знаменитого автомата?
Схема, напоминающая немецкую винтовку, располагается на той части скульптурной композиции, которая расположена за фигурой конструктора. Там же изображены модели оружия, созданные под его руководством, чертежи и инструменты, символизирующие, согласно замыслу автора, деятельность Калашникова как конструктора-оружейника.
Обвинения Михаила Тимофеевича в том, что он «прикарманил» чужое изобретение длятся уже не первое десятилетие. Пока же, чтобы не нагнетать страсти решено чертежи немецкой штурмовой винтовки убрать с барельефа. Об этом заявил исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов.
«Важно понимать, что Военно-историческое общество является заказчиком памятника, и у нас пожелание к оружию было только одно — к той модели автомата, которую держит в руках Михаил Тимофеевич. Все остальное — полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку», — подчеркнул Кононов.
Представитель РВИО выразил благодарность историку Юрию Пашолоку, обнаружившему «ошибку» в монументе.
«Мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку, действительно, он и его подмастерье что-то напутали», — добавил он.
Действительно ли ошибался скульптор, поместив схему немецкого оружия на монументе?
В свое время, мне доводилось общаться с Михаилом Калашниковым в Ижевске, в его оружейной вотчине — Ижмаше.
Вот что он рассказал об изобретении ставшего самым знаменитым в мире автомата: «Тогда, в 1943 году, не только я — никому неизвестный сержант, но и все мечтали о победе над врагом. Лежа в госпитале, будучи ранен, я начал делать первые наброски автомата. Сейчас бы это назвали «фанатизмом». Основная задача была обеспечить простоту и надёжность конструкции. Достаточно сказать, что на изучение пулемёта «Максим» бойцу, тогда требовалось шесть месяцев. Нельзя было допустить, чтобы воин, получив новое оружие, не мог в нём разобраться. К 1947 году я решил поставленную перед собой задачу разработав такое изделие, которое было бы понятно простому солдату. В этом автомате нет ничего лишнего, каждая деталь как бы сама просится на своё место. Вот эти простота и надёжность и завоевали ему всемирное признание».
Не умаляя таланта конструктора хотелось обратить внимание на то, что все обстояло несколько сложнее. Зимой 1946—1947 годов на очередной тур конкурса по выбору основного стрелкового оружия для советской армии были представлены наряду с улучшенными, но не претерпевшими радикальных изменений, автоматы Дементьева и Булкина. Калашников представил фактически новый автомат (проходивший под секретным шифром КБП-580). Однако, в результате испытаний было установлено, что ни один образец не удовлетворяет тактико-техническим требованиям в полном объёме.
Автомат Калашникова оказался самым надёжным, но при этом обладал недостаточной кучностью стрельбы. Конкуренты наоборот, удовлетворяли требованиям по кучности, но имели проблемы с надёжностью. В итоге выбор комиссии был сделан в пользу образца Калашникова, а доведение его кучности до требуемых значений было решено отложить. Такое решение позволяло армии в реальные сроки перевооружиться современным и надёжным, хотя и не самым точным оружием. В процессе доработок в автомат Калашникова было внесено более двухсот изменений. В том числе учитывался и немецкий опыт.
«Основная заслуга немцев заключалась в том, что они первым применили переходный патрон калибра 7,62 — промежуточный между пистолетным (применявшимся в пистолетах пулеметах) и винтовочным. При небольшой массе он обладал хорошей энергетикой. Кроме того, после войны знаменитый немецкий конструктор Хуго Шмайсер был вывезен в СССР и с большой группой конструкторов был отправлен в Ижевск. Там они работали под руководством Калашникова в оружейном КБ завода «Ижмаш». Однако то, что «Калашников» «содран» с немецкой винтовки — полная глупость. Несмотря на внешнюю схожесть АК-47 и Stg-44, Хуго Шмайссер имел лишь косвенное отношение к разработке автомата Калашникова», — сказал «Гражданским силам.ру» военный историк Виталий Михайлов.
Тем не менее, единоличной заслугу Калашникова в создании автомата признать трудно.
«Над этим оружием работал целый коллектив авторов, в том числе ковровский оружейник А.Зайцев, имя которого после переноса производства в Ижевск (изначально оно планировалось в Коврове) было незаслуженно забыто», — отметил эксперт.
Сергей Путилов