Эксперты оценили перспективы полной ликвидации бедности в России
17 января 2024 13:12:00
Полностью бедность искоренить нельзя. Что нищета, что богатство воспроизводят сами себя. Вырваться из «ловушки бедности» обычному человеку возможно, но есть сложности. Поэтому по всему миру стремятся не только победить бедность, но и сгладить неравенство между различными социальными слоями населения. Аналогичные вызовы стоят и перед Россией. И здесь еще над чем поработать
Об этом изданию «Гражданские силы.ру» рассказала доцент Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлия Косенкова.
Можно ли побороть бедность, как явление? Как на этом фоне смотрится Россия в плане социального неравенства?
«Уровень неравенства в России пока высок. Такой широко применяемый по всему миру показатель как коэффициент Джини, в России находится на уровне 0,404 (чем ближе показатель к 1, тем выше неравенство). Считается, что допустимое значение этого показателя составляет 0,3 – 0,4. По уровню неравенства доходов мы находимся на одном уровне с такими странами как Мексика, Болгария, Турция. Другой важный показатель, коэффициент фондов, также характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. В странах, проводящих налоговую политику т.н. разумных налогов (Дания, Финляндия, Швеция) коэффициент фондов составляет самое низкое значение (как правило, от 3 до 4). В иных развитых европейских странах выше – от 5 до 7. В России же данный показатель редко опускается ниже 15 (по данным Росстата, в 2023 г. этот показатель составил 14,7), что, безусловно, является очень тревожным знаком. Универсального «рецепта» решения проблемы не существует. Рост налогообложения наиболее обеспеченных слоев населения (например, путем введения прогрессивной шкалы налогообложения) осложняется тем, что в современной реальности и налогоплательщики, и их источники дохода очень подвижны – их можно достаточно легко переместить в другую налоговую юрисдикцию. Существенное увеличение МРОТ тоже не приведет к желаемому результату, эта мера просто приведет к раскручиванию инфляции. Так что данную «болезнь» необходимо лечить не «симптоматическими», а «общеукрепляющими» мерами: ликвидировать коррупцию, создавать рабочие места, не позволять недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения, бороться с теневым сектором экономики, способствовать экономическому развитию регионов, контролировать сырьевые монополии и т.д.», — отметила Юлия Косенкова.
«Не имеется единственного «правильного» способа измерений индикатора бедности. На сегодняшний день разработан весьма широкий диапазон методологических подходов к ее оценке. Практика применения методик также весьма разнообразна. Разные государства используют различные критерии в качестве «официального» показателя бедности. Выбор такого индикатора во многом зависит от уровня экономического развития страны. Если беднейшие страны часто ориентируются на возможность физического выживания, то развитые страны — на более высокий уровень жизни. В целом методики исследования бедности не являются взаимоисключающими, они дополняют друг друга, позволяя политикам или исследователям увидеть картину распределения благосостояния населения с разных ракурсов. Уровень абсолютной бедности зависит от того, как будет определена черта бедности. Часто (в том числе и в российской статистической практике до 2020 г.) черта бедности формулировалась на уровне прожиточного минимума, то есть минимальной величины доходов, которая необходима человеку для обеспечения базовых потребностей. Люди, доходы которых ниже черты абсолютной бедности, находятся в критическом положении. Обычно черта относительной бедности определяется как доля среднего дохода населения. Таким образом, люди, находящиеся ниже черты относительной бедности, не могут обеспечить себе уровень жизни, привычный в этом обществе (хотя могут удовлетворять свои базовые потребности). В отличие от абсолютной бедности, относительную бедность практически невозможно уменьшить до нуля. Это возможно лишь в ситуации абсолютного равенства доходов, что едва ли достижимо», — поделилась своим мнением с изданием заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Марина Карцева.
Какие возможны варианты для решения проблемы, чтобы построить государство всеобщего благоденствия. Может, ввести прогрессивную шкалу налогообложения, раздать людям акции сырьевых монополистов, или просто повысить МРОТ раза в три для начала?
«Процветание одних зачастую идет на убыль других. Именно в этом контексте стоит смотреть на социальное неравенство. Как страна Россия также сталкивается с проблемами социальной распределительной справедливости. Каковы возможные пути решения этой проблемы? Прогрессивная шкала налогообложения: это означает, что лица с более высоким доходом платят более высокий процент налога, который имеют возможность распределить на волонтерство, преподавание, льготы молодым семьям. Это может помочь обеспечить ресурсы для социальных программ и поддержки нуждающихся. Развитие системы социальной защиты: создание и укрепление системы социальных пособий и программ поддержки может помочь смягчить неравенство, обеспечивая доступ к базовым услугам и финансовой поддержке. Расширение возможностей образования и здравоохранения: инвестиции в образование и здравоохранение могут способствовать снижению социального неравенства. Повышение минимального размера оплаты труда: увеличение оплаты труда на уровне, обеспечивающем достойный уровень жизни, также может стать важным шагом в решении проблемы неравенства. Создание рынков и поддержка малого и среднего предпринимательства. Решение проблемы социального неравенства требует комплексного подхода и согласованных усилий со стороны правительства, общественных организаций и МСП», — считает федеральный координатор образовательных программ «Капитаны» Валерия Шишлова.
Ранее стало известно, что согласно оценке Oxfam в то время как пятерка ведущих миллиардеров планеты более чем удвоили свои состояния за последние три года, почти пять миллиардов человек по всему миру стали беднее.
Всего один процент богатейших людей обладает без малого половиной всего финансового капитала в мире. Для победы над бедностью во всем мире, как полагают в организации, потребуется не менее 230 лет.
Сергей Путилов