Эксперты оценили предложение депутатов обязать продавцов перестать лукавить со скидками
09 ноября 2022 13:39:00
Предложение депутатов Госдумы от ЛДПР о том, что продавцы при объявлении скидок на товары должны информировать покупателя о динамике цен на него за последние три месяца, является здравым, но труднореализуемым на практике. Такое мнение изданию «Гражданские силы.ру» высказали эксперты
«Механизм очень простой, и он работает в ряде европейских стран. Чтобы потребитель видел, что товар продается со скидкой, его надо информировать о динамике изменений цены на товар за последние три месяца. А у нас как делают: подняли цену в два раза и тут же пишут, что он продается со скидкой в 50%. На самом деле – это введение в заблуждение», — прокомментировал инициативу один из авторов законопроекта, депутат ГД от ЛДПР Ярослав Нилов.
По мнению парламентария, такой порядок должен распространяться на все товары со скидками, включая продукты питания. Контролировать же и привлекать ответственности за нарушение этого требования будут соответствующие компетентные органы, такие как Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба.
Юрисконсульт по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре Севастополя Артур Бадалов отметил, что инициатива депутатов действительно полезная, потому что продавцы на практике часто прибегают к разного рода уловкам и манипуляциям цифрами ради увеличения продаж.
«Но как это реализовать технически? Продавец ведь может указать любую удобную динамику цены на товар, подправить что-то ради этого в своей внутренней документации. Видимо, в таком случае должна быть какая-то унифицированная база динамики цен на товары, в которую в случае недоверия может заглянуть покупатель, тем более – контролирующие органы. Но с учетом многомиллионной номенклатуры товаров, как такую базу создать? Наконец, реализация этого предложения точно не обойдется только одним законом, нужно будет вносить изменения в законодательство о правилах торговли, о защите прав потребителей, вводить какие-то меры ответственности за нарушение этого требования и так далее», — сказал эксперт в беседе с журналистом издания.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев и вовсе считает предложение депутатов популизмом.
«Как реализовать такое предложение? Это огромна нагрузка на продавцов. Представьте сетевые супермаркеты, где скидки на разные продукты меняются чуть ли не каждый день. Это будет очень обременительно для них. В маленьких магазинах и вовсе рабочих рук окажется недостаточно. Но главное, где тут криминал и обман? Допустим, сегодня продавец повышает цену и завтра объявляет скидку. Это психологический прием, психологический манок для покупателя. Но по сути ведь цена как бы не поменялась. А для покупателя вообще важен сам факт, что цена снизилась. Поэтому даже если он будет видеть динамику цен, большой вопрос, отвернет ли его от покупки информация о том, что раньше цена была такой же, как сейчас по акции. Скорее всего будет обратный эффект», — подчеркнул экономист.
Ранее СМИ писали о том, что произойдет с ценами в России до конца этого года.
Андрей Мединский