«Главное — знания, а не проверка»: эксперты высказались о необходимости трансформации системы ЕГЭ
28 июля 2020 10:12:00
В Сети появилась петиция с просьбой понизить проходные баллы для поступления в вузы
На портале общественных инициатив Change.org опубликована петиция, адресованная Минобрнауки России. Ее авторы считают, что из-за введенных ограничительных мер школьники не смогли должным образом подготовиться к ЕГЭ, а повышенные проходные баллы при этом могут лишить их права на дальнейшее получение образования.
«В этом году нашим детям при поступлении в вузы дали по рукам, необоснованно завысив проходной балл при поступлении вузы. Если в прошлом году проходной бал, например, по математике был 27, то в этом году 39. В связи с коронавирусом им не дали доучиться в школе, так как за полгода до окончания они перешли на дистанционное обучение. Не было никаких подготовок, дети сами себя подготавливали как могли. Естественно, многие не сдали на 39 баллов, но прошли порог 27, и теперь по факту они уже не могут поступить в университет. Просим оставить проходной балл в 27 баллов, дайте нашим детям шанс на достойное образование!» — пишут авторы петиции.
В 2019 году Минобрнауки РФ повысило минимальные проходные баллы ЕГЭ для поступления в 252 вуза России.
В Министерстве образования и науки при этом заявили, что уверены, что поступить в вуз при таких обстоятельствах не смогут около 10–12% абитуриентов.
Председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец считает, что минимальный порог в 27 баллов — небольшой для поступления в вуз.
«Это количество баллов по математике соответствует уровню знаний для 6-го класса общеобразовательной школы. Понятно, что в этом году из-за самоизоляции и режима дистанционного обучения всем было сложно. Но речь не идет о том, что всю школьную программу изучали за два месяца. Проблема в том, что даже если детей с 27 баллами возьмут учиться в вуз, то они, скорее всего, не смогут осваивать учебные предметы, и в результате их ждет отчисление. Есть масса примеров, когда школьники из небольших поселений в регионах получают на экзамены очень высокие баллы, потому что у государства нет возможности контролировать в этих отдаленных регионах порядок проведения ЕГЭ. По сути, иногда действует система договоров, когда учителя подсказывают детям ответы. Затем они с этими своими 100 баллами приезжают, поступают в вузы, потом их отчисляют. Поэтому сейчас систему образования нужно привести в должный вид. ЕГЭ надо трансформировать до нормальной формы», — считает Ирина Волынец.
Эксперт напомнила, что в текущем году было много скандалов, связанных с проведением ЕГЭ.
«Это может говорить о том, что Министерство просвещения работает не так, как хотелось бы людям. И, конечно же, назрели системные изменения и в высшем образовании. Например, председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко говорила, что болонская система образования себя дискредитировала. Я считаю, что если в ближайшее время мы не вернем нашу традиционную систему, то в ближайшем будущем будем пожинать плоды совсем не сладкие, а очень даже горькие», — заявила Ирина Волынец.
Депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев также считает, что единый государственный экзамен необходимо трансформировать.
«Система сдачи ЕГЭ — это архаизм. Благодаря режиму самоизоляции и дистанционному обучению мы увидели все проблемные и уязвимые места итоговой школьной аттестации. Я считаю, что надо полностью пересматривать именно систему определения знаний. Кроме того, нужно дать возможность школьникам, которые не набрали необходимое количество баллов, сдать экзамен повторно в течение года. Возможно, предоставить детям не одну попытку пересдачи, а несколько. Не надо устраивать для детей ЕГЭ в форме «концлагеря»: с неимоверным количеством охраны и отбирать при этом телефоны. Ребенок может оказаться в сильнейшем стрессе. Самое главное для нас — знания, а не проверка. И мы существуем не для Рособрнадзора, а Рособрнадзор существует для детей и для нас», — говорит парламентарий.
По мнению Сафаралиева, в этом году надо было вообще отменить проведение единого госэкзамена и зачислять в высшие учебные заведения школьников по результатам оценок в аттестате об общем среднем образовании.
«Самое большое достояние — это наши дети! Зачем же их подвергать такому серьезному испытанию и ради чего? Мы должны изменить экзаменационную и балльную систему, если хотим получать хорошие, здоровые кадры и будущее нашей России», — считает Гаджимет Сафаралиев.
Марина Новикова