Клинический психолог Валерий Ивановский объяснил почему люди разговаривают сами с собой вслух

Клинический психолог Валерий Ивановский объяснил почему люди разговаривают сами с собой вслух freepik

25 декабря 2022 13:00:00

3036

Каждый из нас хотя бы изредка, но разговаривает сам с собой вслух. Причём, происходит это не только, когда человек тоскует или ему одиноко. Людей, ведущих диалог с самим собой, можно встретить и на оживлённой улице в толпе, и в метрополитене. Насколько такое поведение является нормальным и не говорит ли эта привычка о психических отклонениях человека?

Ответы на эти вопросы корреспондент «Московской газеты» искал вместе с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским.

Жесты и звуки

Прежде, чем перейти к разговору о нормальности или ненормальности диалогов человека с самим собой, Валерий Ивановский предлагает разобраться с основными функциями языка и речи. По мнению специалиста, важную роль здесь играет то, почему человек говорит со своим «я», а также, каким образом он учится произносить слова.

«Изначально речь человека возникла для координации коллективной деятельности, — объясняет клинический психолог. — Причем, эти действия предполагали достижение какого-то общего результата. Например, выживание группы людей. Приведу очень грубый пример, связанный с первобытной охотой. Мужчины искали добычу — животное, которое каждый из них в одиночестве одолеть бы не смог. Скажем, мамонта. Тогда происходила следующая история: каждый из этой группы должен был быть скоординирован по своим действиям. При этом, движения каждого должны были вливаться в общее действие группы и приводить к определенным результатам. Например, убийство мамонта, чтобы потом разделить мясо и не умереть с голода. Для того, чтобы деятельность каждого, с одной стороны, координировать, необходима была какая-то система команд. Самая лучшая (поскольку все они находились на каком-то расстоянии друг от друга) это использование звукового жестового языка. Именно так он зарождался. Изначально язык требовался для координирующих команд: «Беги ко мне», «Беги от меня», «Кидай копье», «Осторожно, он рядом», «Помоги мне» и так далее. То есть изначально язык был понимаем и уместен лишь в конкретной ситуации. Кроме того, в такие моменты речь сопровождалась жестами. В последующем язык начал развиваться, а потому использовался людьми не только, когда они оказывались в экстремальном положении». 

Вопреки биологическому инстинкту

Говоря о том, как развивалась речь, психолог Валерий Ивановский подчеркнул, что язык часто противоречил индивидуальным биологическим инстинктам людей.

«Например, в условиях той же охоты задачей человека было незаметно подкрасться к дичи, напасть на неё и изловить, — продолжает эксперт. — Однако во время коллективной охоты часть людей выполняли совсем другую функцию — они были загонщиками. Скажем, выводили дичь, того же мамонта, на тех, кто находился в засаде с камнями и копьями. И убивали это животное. С точки зрения биологии, они совершали абсолютно бессмысленные вещи. Ведь во время охоты человек должен подкрасться независимо и одолеть эту дичь. Загонщики же делали всё, чтобы обнаружить своё присутствие и напугать животное до такой степени, чтобы оно от них убегало. Удивительно! Даже на этом уровне они выполняли задачу, противоречащую их биологическому инстинкту. Тем не менее, её решение приводило к достижению общегруппового социального инстинкта, который одновременно позволял им выжить».

Клинический психолог считает, что язык возник как некая надиндивидуальная, межиндивидуальная координация. Проще говоря, действие, необходимое для совместного выживания.

«Всё это обеспечивалось при помощи языка, — говорит Валерий Ивановский. — Каждый индивид, входящий в эту группу, становился сильней, используя весь наличный ресурс – всех людей. И это облегчало бы его существование в мире».

Речь и волевой акт

Ещё одна — вторая по счёту — функция языка связана с целенаправленными волевыми действиями человека.

«Вопрос воли, вопрос сознательной деятельности человека, до сих пор будоражит умы учёных, потому что вокруг воли, волевого акта, целенаправленного действия, накручено очень много самых различных мифов, легенд и теорий, — объясняет основатель академии «ТРИЭТТА». — Тем не менее, в основе волевого акта лежит именно речь. И заключается она в том, что человек с её помощью отдает себе команды: «Иди туда, сделай то-то». Чего бы это ни касалось».

Наконец, третья функция речи, по словам Валерия Ивановского, касается решения информационно-коммуникационных задач.

«Это, то, к чему мы привыкли, — говорит специалист. — Когда при помощи речи человек доносит информацию, излагает в том числе свою позицию по тем или иным вопросам, что составляет основу нематериальной человеческой культуры, она помогает зашифровать в словах то, что человечество накопило, достигло за весь период его существования с момента возникновения языка, в том числе и письменного».

Кроме того, по словам психолога, речь является универсальным банком данных.
«Там находится не просто информация о нематериальной культуре, а вообще обо всех знаниях, обо всех умениях, навыках, мыслях человека относительно мира, относительно себя, относительно вещей, явлений и взаимосвязей, которые в этом мире существуют, — продолжает Ивановский. — И одновременно это является задокументированной историей наших исканий, нашей борьбы и наших перспектив».

Ребёнок и речь

Отдельно клинический психолог остановился на том, как дети учатся говорить.

«В год-полтора ребёнок, глядя на взрослых, начинает использовать речь в своей повседневной жизни, — говорит специалист. — То есть изначально он знакомится со словом путём долгих и сложных психических процессов. Разбирается, как оно связывается с предметами и явлениями. Но опять же, его знакомство с речью происходит при помощи родителей. Ведь именно они являются для него социальными агентами, поскольку передают ему и речь, и все накопленные знания, в рамках своих компетенций, кругозора, образования. То есть всю информацию о мире, о том, что такое надлежащее, должное и запретное в обществе и так далее».

По мнению Валерия Ивановского, это происходит как раз в формате команд.

«Папа и мама часто говорят ребенку: «Иди ко мне», «Не трогай это», «Возьми куклу», «Возьми кубики», «Посмотри как это красиво», «Не суй пальчик в розетку»… То есть знакомство ребёнка с языком повторяет историю антологическую или историю филогенетическую возникновения речи. Как эмбрион, он в кратких чертах повторяет всю историю развития организма эволюционно, также и ребенок, обучаясь речи, в общих чертах повторяет всю историю её возникновения и усвоения. Одновременно с этим он постигает коммуникационные основы речи. То есть учится обозначать словесно объекты и соотносить их с каким-то словесным звучанием».

Валерий Ивановский говорит, что это же помогает детям манипулировать с этими объектами, через них, через игрушки с кубиками.

«С другой стороны, когда родители при помощи слова или жеста дают ребёнку какие-то команды, он начинает формировать и то, что в последующем станет его волей, — продолжает основатель академии «ТРИЭТТА». — То есть воля человека формируется извне, при помощи другого взрослого и при помощи словесных команд, например: «Подойди ко мне», «Возьми эту игрушку», «Помой тарелку», «Иди ложись спать». С самого начала ребёнок подчиняет свои действия, то есть они становятся произвольными».

Собеседник отмечает: эти действия идут через волю, через слово другого человека и через жест. То есть получается, что старт этой волевой реакции находится в руках у родителя, или другого человека, а заканчивается уже на самом ребенке.

«Когда родители просят: «Принеси игрушку», он как бы подчиняется этой словесной команде и выполняет её. В последующем таким же образом он начинает отдавать себе команды самостоятельно. Причем, сначала это происходит в плане его развернутой внешней речи, потом всё перерастает в шепотную речь, а позже переходит во внутреннюю. В течение всей своей жизни именно на этом и построен любой волевой акт – человек сам себе даёт внутреннюю команду: «Встань», «Иди», «Занимайся этим», «Пей», «Достигай» и так далее. В общем, при помощи слов у человека происходит разрешение и бытовых ситуаций, и всех ситуаций, связанных с его социальными научными устремлениями, либо с какими-то большими социально-экзистенциальными потребностями. Вся его воля основана на этой внутренней речи, в основе которой находится слово».

Анализ и волевая команда

Психолог Валерий Ивановский считает, что особенно часто мы разговариваем сами с собой в детстве.

«Это бывает, когда мы сталкиваемся с каким-то затруднением и пытаемся его решить, — продолжает он. — То есть это один из промежуточных этапов формирования нашего произвольного волевого поведения. Человек, столкнувшись с какой-то ситуацией, анализирует её вслух. Например, ребенок говорит: «Вот какая кукла! Далеко лежит – надо до нее дойти. Пойду-ка я и возьму её». В этом диалоге с самим собой малыш анализирует ситуацию и даёт себе волевую команду».

Эксперт объясняет, что, повзрослев, люди ведут себя также: «Если человек осознаёт, что проблема сложная, что он не может её решить, а рядом нет человека, с которым можно посоветоваться, он начинает проговаривать её вслух. Часто это нестандартное или необычное положение. То есть ситуация, которая не отражает его наличный опыт. Одним словом, он не может решить её при помощи всех своих предыдущих знаний. В итоге происходит некий психический конфликт, в результате которого происходит редукция его психической деятельности на более ранние стадии. Он возвращается в ситуацию ребёнка, отчасти беспомощного, и эти все редуцированные процессы, у него выходят вовне. Так человек начинает говорить сам с собой. Ему это нужно, чтобы обрести душевную уверенность и успокоиться».

Одиночество: мнимое и реальное

Вторая ситуация, которая тоже может оказаться катализатором, подтолкнувшим человека на диалог со своим «я», касается чувства экзистенциального одиночества.

«Говоря о речи, о причинах её возникновения, мы все время подчеркивали одну комплицитную мысль, что человек – это коллективное существо, животное. Что человек, он имеет смысл, появляется только в ситуации социальной жизни».

Психолог убеждён, что вне социума, вне других людей, человека нет: «Начиная с осознания того факта, что человека делают человеком, именно личностью, загружают в него социальные шаблоны, как мы с вами говорили, другие люди – его родители. Он использует все свои навыки и умения только находясь среди других людей. Вне другого человека все наши навыки, в том числе речь, бессмысленны – нам необходим собеседник».

Ивановский подчёркивает: речь настолько необходима, что, когда человек какое-то время молчит, для того чтобы остаться в границах нормальности, он начинает разговаривать сам с собой, слушая свою речь со стороны.

 «То есть это желание быть человеком, являть себя миру – это на уровне социального инстинкта, который в данном случае приравнивается к инстинкту безусловному. Это должное, человек не может существовать без речи. При этом, одиночество может быть мнимое и реальное, — продолжает психолог. — Ведь даже находясь в толпе, люди порой чувствуют себя одинокими. Это говорит о том, что человек испытывает определенные страдания и дезадаптации. Так, что разговоры с самим собой всего лишь способ уменьшить страдания. Кроме того, это ещё и сигнал, что с человеком происходит что-то, приносящее ему боль».

Подводя промежуточные итоги беседы, Ивановский называет две причины, заставляющие человека говорить с самим собой.

«Первая, когда он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить, используя свой повседневный опыт, и он редуцирует к этим более ранним ступеням психического развития, начинает повторять путь ребенка, когда он вслух начинает анализировать проблему и находить ее решение. Или же, чувствуя какую-то экзистенциальную пустоту, одиночество, он пытается компенсировать этот страх, эту боль, эту дезадаптацию при помощи разговора с самим собой».

«Всё в рамках нормы»

Клинический психолог объясняет, что диалогов с самим собой бояться не стоит. Это ни в коем случае не говорит о каких-то психических отклонениях, которые есть у человека.

«Это не патология и не психическое отклонение – это все в рамках нормы, — считает Валерий Ивановский. — Потому что норма, она достаточно подвижна. Хотя, конечно, это же явление, оно может и выходить за границы нормы, являться уже патологией. Но не как самостоятельный симптом, он в этом ряду сопутствующий. Да, достаточно других серьёзных симптомов: психическое страдание, фобия или заболевание. Но сама по себе речь говорит о том, что человек находится в ситуации некомфортной, в попытке разрешить какое-то сложное социально-психологическое положение. Отсюда и диалоги вслух с самим собой. То есть это в любом случае сигнал того, что человеку нужна помощь, тепло и участие.

Отдельные учёные полагают, что разговор с самим собой может быть признаком высокой когнитивной деятельности. Дескать, многие спортсмены беседуют сами с собой во время тренировок и это помогает им сосредоточиться.

«На самом деле это не обязательно высокая когнитивная деятельность, — продолжает Ивановский. — Скорее это говорит, что у человека стресс. Вероятно, он столкнулся с тем, что находится или за пределами его личного опыта или его недостаточно. В этом плане, когда спортсмен думает, что уровень его тренировок может оказаться недостаточным, для того чтобы победить, он начинает говорить с собой. То есть редуцирует к этому ребенку, это для того, чтобы при помощи волевого акта убедить себя на какое-то действие, в данном случае, участие и победу».

Помогает чётче осознать ситуацию

Чем ещё могут помочь диалоги с самим собой? Психолог дал понять, что, проговаривая мысль, мы начинаем чётче осознавать положение, в котором оказались.

«Если же мы не опредметили ситуацию при помощи слов, то видим её достаточно размыто, — объясняет основатель академии «ТРИЭТТА». — В начале нашего разговора я упоминал, что слово — это инструмент, который конструирует для нас именно социальный мир. То есть мир, в котором человек живёт, с которым он соприкасается. На 99% это не мир природы, это мир, созданный как бы другими людьми. И в этом плане проговаривание, опредмечивание при помощи слов, оно делает любое явление, задачу, проблемную ситуацию гораздо более ясной. Кроме того, слово само по себе вводит любую ситуацию в некие категории, в некую систему понятий, что позволяет гораздо легче не просто осознавать, а потом манипулировать (по крайней мере в словах) с этой ситуацией, для поиска наиболее оптимального результативного взаимодействия с ней».

Валерий Ивановский приводит пример: если ученый проговаривает какую-то проблему, научную задачу – это позволяет ему лучше её осознать, провести мысленный эксперимент, для того чтобы увидеть возможные пути решения этой задачи.

«Но в любом случае проговаривание, манипулирование, в данном случае – это как раз та ситуация, в которой есть некая проблема, есть неуверенность в том, что ты можешь найти решение, используя наличные инструменты. Поэтому необходим дополнительный анализ и ревизия своих навыков, знаний и умений. Это и поможет справиться с положением, в котором вы оказались», — говорит Валерий Ивановский.

Ранее клинический психолог рассказал о первых деньгах ребёнка и о том, как это может повлиять на его взрослую жизнь.

Виталий Папилкин
Теги: психолог, Валерий Ивановский, разговор