Куда дотянут газ, и кто построит ветряки: эксперты оценили проект стратегии энергетики
04 июля 2022 16:23:00
В апреле президент РФ Владимир Путин поручил продлить и к 15 сентября 2022 года утвердить энергетическую стратегию на период до 2050 года. Глобальный проект, который «модернизирует» существующую стратегию ровно на 15 лет вперёд, должен учесть изменения, вызванные геополитической ситуацией и энергетическим кризисом в мире
По данным Минэнерго, которые были представлены в ходе заседания думского комитета по энергетике, основная цель стратеги заключается в ускоренном переходе к гибкой и устойчивой энергетике. В приоритете – суверенизация энергетических отраслей. Прежде всего это касается технологического оборудования. Кроме этого, стратегия на ближайшие 28 лет подразумевает госуправление в энергетической сфере, что, прежде всего, связано обеспечением энергетической безопасности и минимизацией ущербов.
В части нефтегазовой отрасли планируется продолжать газификацию страны, переориентировать экспорт нефти и обеспечить доступные цены на углеводороды всем категориям потребителей. В электроэнергетике планируется развивать инфраструктуру, причём, без вложений граждан, а также постепенно уходить от использования западного оборудования. Что касается угольной промышленности, то здесь речь также идёт о поисках новых рынков сбыта.
Отдельно в стратегии прописывается развитие отраслевой науки, поскольку до сих пор фундаментальных научных исследований в сфере энергетики не проводилось. Те научные работы, которые есть на вооружении отраслевиков, придётся корректировать с учётом складывающейся в мире ситуации. Именно поэтому часть разделов в стратегии предлагается к прочтению без конкретики – цифр, статистических разрезов и перспективных выводов
Именно это и вызвало вопросы у участников дискуссии. По их словам, непонятно, почему во многих странах подобные стратегии рассчитаны «до копейки», кроме того, в программном документе о развитии неуглеродной энергетики говорится «в общем и целом», хотя очевидна необходимость развивать ветро- и солнечную энергетику, малые ГЭС, АЭС и т.д. Получается, что стратегия во многих её разделах больше похожа на прокламацию, нежели на продуманный стратегический документ?
Однако в Минэнерго считают, что определить чёткие параметры развития этих отраслей на без малого 30 лет вперёд практически невозможно. Председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что сделать это действительно сложно, ведь показатели, которые брались за основу 10 и 15 лет назад, по его словам, «хронически не исполнялись».
В настоящее время в суммарной добыче нефти, газа и угля лидируют США, занимая, соответственно, второе, первое и четвертое места. На вопрос, какое конкретно место отводит стратегии развития энергетики России в мире, в Минэнерго ответили, что погони за первыми местами стратегия не предусматривает, а в части добычи газа РФ необходимо войти в тройку мировых лидеров, что позволит «определять условия игры».
Немало вопросов к стратегии есть и у экспертного сообщества. Почётный энергетик СССР Юрий Пономарёв рассказал изданию «Гражданские силы.ру, что следовало бы корректировать существующую программу, а не заглядывать в далёкое будущее.
«Что значит «продолжение газификации», как это будет происходить, где расчёты, карты, схемы? У нас практически полстраны сидит без напряжения в сети, в регионы не заходят инвесторы из-за отсутствия мощностей – решение этих вопросов должно быть прописано не общими фразами, а наполнено конкретикой. Непонятно, что ждёт угольную промышленность, которой, как я понимаю, предписывают роль «паровоза на запасном пути». Тогда что будет с моногородами? Мне кажется, что в стратегии не хватает точности перспектив», – подчеркнул эксперт.
В Майкопском государственном технологическом университете задались вопросом, связанным с «зелёной» энергетикой: если мы отказываемся от импортного оборудования, почему нельзя просчитать стоимость ветроэлектростанций, какие затраты будут связаны с доставкой 30-метровых башен и лопастей для ветряков? Ведь это как минимум позволило бы определить, в каком российском регионе нужно строить завод по их производству. Если мы говорим о малых ГРЭС, то на каких реках. На кафедре экологии вуза напомнили, что в советское время непродуманность глобальных перспектив привела к тому, что в стране вырыли десятки водохранилищ, ущерб от создания которых регионы и их жители продолжают ощущать спустя десятилетия.
«Можно много говорить о государственных интересах, но на первом месте должен быть человек. Любые перспективы должны давать ответ на вопрос «что это даст рядовым гражданам». Местами стратегия сырая», – считает Пономарёв.
В Интер РАО, к примеру, считают, что в стратегии главным является возможность «держать руку на пульсе», и в соответствие с веяниями времени заниматься развитием технологий в энергетике. Цифры и частности придут сами, и их нужно будет просто соотносить с утверждённым стратегическим планом и вносить те или инее локальные изменения.
По итогам 2021 года уровень газификации населения России составляет 72%, природным газом снабжены 78 субъектов РФ.
Что касается электроэнергии, то с 1 июля 2023 года минимальная стоимость присоединения 1 кВт вырастет до 3 тысяч рублей, спустя ещё год – до 5 тысяч рублей. При этом региональные власти смогут устанавливать и более высокую цену после согласования с федеральным регулятором.