Логистика опять может стать жертвой геополитики
26 мая 2022 00:03:00
Чем обернётся ответный запрет России на въезд европейских грузоперевозчиков
Министерство промышленности и торговли РФ поддержало очередную порцию контрсанкций в виде запрета компаниям из Евросоюза ввозить товары в нашу страну автотранспортом. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что подобные меры можно ввести по белорусскому сценарию.
Сегодня в республику Беларусь фуры из Европы въехать не могут. Перевозчики обязаны перегружать товар на границе в белорусские грузовики или цеплять свои прицепы к местным тягачам. Мантуров выразил уверенность, что в случае внедрения аналогичного опыта в РФ, особого вреда логистике не будет. Кроме того, по его мнению, ограничения не должны распространяться на гуманитарные грузы, медицинскую продукцию и продукты питания.
Беларусь действительно запретила въезд и транзит европейских грузовиков с 16 апреля. Это стало зеркальным ответом на аналогичные рестрикции Евросоюза. Ограничение автомобильных грузоперевозок наряду с запретом российским судам входить в европейские порты стало частью пятого пакета санкций ЕС, действующего с 8 апреля текущего года. Автомобилям из РФ и Беларуси, перевозящим лекарства и медицинские изделия, продовольствие, сельскохозяйственную продукцию, цветные металлы, удобрения и энергоносители формально путь по-прежнему открыт.
Тем не менее, несмотря на большое количество исключений, ограничения ЕС повлияли на бизнес грузоперевозок. В середине апреля появились данные опроса международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, согласно которым свыше 41% российских и белорусских компаний в этой отрасли несут серьёзные убытки, а около 37% опасаются оказаться на грани банкротства. Часть фирм пытается компенсировать свои доходы за счёт переориентации на другие направления, но получается это далеко не у всех. Даже те, кто не пострадал непосредственно от европейских санкций, поскольку не работал на рынке ЕС, ощущают рост конкуренции внутри страны.
«Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров — пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других. Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС», — рассказывает представитель ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Но даже таким образом, исключения не смогут исправить ситуацию.
Глядя на то, как российские грузовики не могут въехать в ЕС, а европейские компании, напротив, свободно оперируют в РФ, российские фирмы-перевозчики начали требовать от российских властей ввести зеркальные ограничения, аналогичные белорусским. Но Москва идти на такие меры не спешит.
В середине мая в Брест выехала межведомственная комиссия, чтобы оценить опыт соседей по перегрузке товаров из европейских машин на границе. Российские чиновники хотели выяснить, как это сказывается на стоимости и сроках доставки. Представитель отрасли, управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян утверждает, что больших задержек в случае введения зеркальных санкций удастся избежать, если таможенные органы на границе научатся быстро оформлять передачу грузов и не затягивать формальные процедуры. Тян настаивает на том, что на европейско-российском направлении перевозок обе стороны должны быть поставлены в равные условия.
Кроме того, перевозчики обратили внимание, что на внутреннем рынке возрастает конкуренция с теми компаниями, которым пришлось уйти с рынка ЕС и сосредоточиться на внутрироссийских маршрутах. Из-за обилия предложения стоимость автоперевозок начала падать. Бизнес из многих сфер, нуждающийся в перевозке своих товаров грузовиками, от падения цен только выигрывает, а опосредованно остаются в плюсе и рядовые потребители, ведь транспортные расходы напрямую влияют на конечную цену товаров. К тому же у компаний остаётся вариант переориентации на другие зарубежные направления, такие как Китай, Турция или страны Закавказья. Но это потребовало бы дополнительных расходов на реорганизацию бизнеса, а на такое готовы немногие. И на данный момент, по всей видимости, в правительстве чаша весов стала склоняться в пользу призывов грузоперевозчиков.
Однако с тем, что ответный запрет на въезд грузовиков не создаст особых проблем, согласны, похоже, далеко не все. Руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов объясняет, что зеркальный запрет для европейских транспортников въезжать на территорию РФ лишь усугубит кризис в логистике.
Во-первых, возрастёт ожидание поставок, поскольку перецепка и перегрузка на границе создаст большие очереди из фур. Во-вторых, и это следствие первого пункта, возрастёт стоимость грузоперевозок, так как компании из Евросоюза начнут взымать дополнительную плату за простой своих машин в ожидании перегрузки на границе. Есть вероятность, что приграничная инфраструктура может не справиться с таким объёмом перевалки товаров, так что время ожидания грузов из Европы сильно увеличится.
Российские импортёры уже предвидели риск введения контрсанкций и просили правительство этого не делать. Ещё в апреле представители 8 ассоциаций, объединяющих производителей различных продуктов питания, обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой оставить европейским транспортным компаниям возможность ввозить товары в РФ, поскольку в противном случае, могут быть окончательно разорваны производственные цепочки, а отрасль остаться без многих зарубежных ингредиентов.
Пока санкции против европейских грузоперевозчиков не конкретизированы нормативными актами, возможно, перегрузку товаров таможенным органам всё-таки удастся организовать в приемлемые сроки. Но благодаря уходу европейских конкурентов российские компании получат долгожданную возможность вернуть цены на свои услуги как минимум к прежним значениям, а то и поднять их ещё выше.
Алексей Черников