«Матильда» – в поисках болевого порога…

Кадр из к/ф Матильда: businessfm.spb.ru

02 мая 2017 19:16:55

2133

«Апофеоз пошлости», – так охарактеризовал новый фильм Алексея Учителя «Матильда.Тайна дома Романовых» глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион.

Чтобы читатель не подумал, что это уже привычный для нашего времени спор клерикала с художником, напомним – митрополит Илларион член Союза композиторов, один из самых исполняемых церковных авторов современности. Его произведения исполняют не только «Виртуозы Москвы» и Хор Сретенского монастыря, хор Академии хорового исполнения им. В.С. Попова, но и многие, многие знаменитые оркестры и хоры в США, Австралии да по всему миру. Владыка Илларион - доктор богословия и философии, в том числе в Оксфорде. Так что, мнение владыки это еще и мнение творца, произведения которого признаны и получили высокую оценку во всем мире.

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению», — сказал митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24».

Митрополит подчеркнул, что смотрел фильм Алексея Учителя, чтобы иметь возможность говорить со знанием дела.

По словам владыки, «фильм начинается с пошлости (имеется ввиду эпизод с потерявшей лифчик балериной и реакцией на это царя), ею весь этот фильм и продолжается».

Говоря о недопустимости использованного создателями «Матильды» подхода к Николаю II, митрополит указал на особое отношение к нему православных. Его мученическую кончину верующие отмечают многотысячным крестным ходом – от места расстрела до места предполагаемого захоронения.

«Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм», – вопрошает митрополит Илларион.

Надо подавлять соблазн объяснять художнику, что он должен делать – так или примерно так высказался недавно один крупный чиновник по поводу критики в адрес «Матильды…» и Учителя.

Либеральная интеллигенция была просто счастлива. Действительно, художник творит! Не смейте мешать! Творчество приравнено чуть ли не к священнодействию – но правильно ли это?

Вспомним один случай из жизни одного художника в Древнем Риме.

Жил во времена римского императора Тиберия знаменитый художник Паррасий Эфесский (этот эпизод приводит в своей книге «Секс и страх») Паскаль Киньяр. Однажды он писал картину, изображающую страдания Прометея. Накануне он купил раба – какого-то старика из Олимфа, и его слуги уже мучили старика, которому было суждено стать моделью изображаемых страданий. Но художник был недоволен – разве это страдания? Пока Паррасий раскладывал краски, палач накаливал щипцы.

«Alliga (Скрути его покрепче)!»,  – добавил Паррасий, – «Tristem volo facere (Я хочу добиться выражения истинного страдания)».

Старик из Омфала издал душераздирающий вопль…

Паррасий крикнул палачу:

– Мучай его как следует, ещё, ещё! Прекрасно, держи его в таком состоянии, вот оно – лицо Прометея терзаемого, Прометея умирающего!

…Старик впал в агонию. Он простонал еле слышно, обращаясь к живописцу:

 – Parrhasi, morior (Паррасий, я умираю)!

– Sic tene (Вот-вот, оставайся таким)!

Что ж, художник был великий, как пишут о нем современники, и картина получилась наверное, просто гениальная. Главное ведь, не мешать творческому процессу. Полную свободу художнику!?

Разумеется никто не думал проводить какие-то параллели между Учителем и Паррасием.

Но, каждая издевка над человеком, которого церковные люди считают святым и мучеником, не есть ли причинение сердечной боли этим людям? Или их боль приравнена к боли старика из Омфала, которого запытали до смерти?

Иногда создается впечатление, что некоторые художники по большей части даже не живописцы а физиологи, каждой своей картиной пытающиеся найти порог болевой чувствительности, за которым шок, смерть или агония, социальный взрыв…

Сергей Коршунов
Теги: «Матильда», Алексей Учитель, митрополит Илларион