Молодые единороссы просятся на улицу
19 апреля 2018 13:41:54
Для борьбы с уличными протестными акциями «Молодая гвардия «Единой России» создаст группы быстрого реагирования.
«В Москве будет сформирована группа, которая будет способна за час, за два часа максимум вывести 100–200 человек в любую точку города, чтобы выразить свое мнение», — цитирует ТАСС председателя координационного совета МГЕР Дениса Давыдова, — «За сутки мы сможем собрать тысячу и больше человек, и прежде всего такие группы появятся в городах-миллионниках».
Судя по этому заявлению, МГЕР будут заниматься тем же, чем занимались десять лет назад участники созданного Кремлем движения «Наши», одной из главных задач которого было создание «противовеса» уличным акциям оппозиции. Не исключено, что сейчас «уличных» молодогвардейцев будет курировать секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак, начинавший свою политическую карьеру в МГЕР.
По словам Дениса Давыдова, «власть ожидают непростые экономические времена, поэтому воссоздание «Наших» логично».
«Мы стараемся быть эффективными в интернете, в СМИ и на улице», — сказал Давыдов в интервью «Ведомостям», — «Речь не об отрядах, наша цель — чтобы молодежь умела выразить свое мнение эффективно. А интерпретации о борьбе с оппозицией надуманны».
Между тем, оппозиционные партии и движения уже подозревают Кремль в создании некой «полуформальной» структуры, в задачу которой будет входить «силовая дискуссия» с участниками уличных протестных акций в крупных городах страны, и прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. В частности, резко негативно отозвались о новой задумке «ЕР» выступившие в социальных сетях начальник штаба Алексея Навального Леонид Волков и оппозиционер Илья Яшин, сравнившие инициативу МГЕР с ранними инициативами молодогвардейцев по созданию НОД и SERB, которых явно напуганные предстоящим нововведением оппозиционеры называют «разными сортами титушек».
При этом «несистемщики» пытаются показать «казенный» характер новой инициативы МГЕР, и предрекают ей скорый и бесславный конец.
«Мы это уже проходили в 2005 году, когда ради борьбы с цветной революцией из бюджета начали тратить миллионы долларов на кремлевские молодежные движения», — написал в своем Facebook Илья Яшин, — «Они надували щеки, обещали костьми лечь за Путина, драться с оппозицией насмерть, если потребуется. И где они все теперь?»
Возможно, Волкова и Яшина напугали сообщения СМИ о том, что участники «Селигера» пройдут курс боевой подготовки ввиду предстоящих уличных акций.
Эксперты еже считают, что при ухудшении социально-экономической ситуации и при отсутствии диалога с властью в стране вполне возможна радикализация протеста. Это делает возможным и переход несистемной оппозиции к «украинскому сценарию», когда уличные акции оппозиционеров могут переходить в прямые столкновения с силами правопорядка. Во всяком случае, к таким радикальным действиям российских оппозиционеров готовили на многочисленных семинарах, организованных Госдепартаментом и спецслужбами США в Вильнюсе, Варшаве и Берлине.
«Инициатива МГЕР стала механизмом давления на локальный протест», — цитируют «Ведомости» политолога, члена Высшего совета «ЕР» Дмитрия Орлова.
Некоторые наблюдатели считают, что инициатива МГЕР стала отражением желания Кремля «отнять» молодежь у несистемной оппозиции, и использовать для этого лоялистские настроения в молодежной среде после президентских выборов, прошедших 18 марта.
Очевидно, для этого будут использоваться не только «уличные» действия молодогвардейцев, но и их работа в социальных сетях. Однако, чтобы добиться здесь нужных результатов, молодогвардейцам еще придется доказать, что они «свои люди» в интернет-сообществе, где уже достаточно сильны позиции несистемной оппозиции, куда раньше начавшей «окучивать» сетевое пространство.
Вместе с тем, часть экспертов не связывает предложение МГЕР напрямую с Кремлем.
«Не исключено, что это личная инициатива Турчака», — приводит издание слова политолога Аббаса Галлямова, — «Он судорожно пытается накачать политические мускулы и демонстрирует самостоятельность. Но качество его инициатив ограничено его пониманием логики политического процесса. Создать боевые дружины для уличных схваток с оппозицией – это как раз для него».
Правда, многие наблюдатели сходятся во мнении, что молодогвардейцы вряд ли будут способны на открытое уличное противостояние с радикальной частью оппозиции, поскольку это движение стало жертвой, как выразился Аббас Галлямов, «негативной селекции», когда наверх поднимались молодые карьеристы, умеющие составлять «красивые» отчеты, но не способные ни к инициативе, ни к реальным действиям.
Кроме того, и российские «несистемщики» вряд ли собираются о чем-то дискутировать с молодыми гвардейцами «ЕР».
«Оппозиция проводит митинги и другие уличные акции вовсе не для того, чтобы спорить с «Молодой Гвардией Единой России», или вообще с кем-либо», — сказал в интервью сетевому изданию «Гражданские силы.ру» политолог Александр Брод, — «На митингах оппозиция старается довести свою точку зрения на те или иные явления и события, продемонстрировать свою позицию. Поэтому не думаю, что инициатива МГЕР приведет к успешному опыту плодотворной полемики. Скорее, присутствие молодогвардейцев на оппозиционных уличных акциях приведет к прямым столкновениям. А это как раз то, чего добивается наша несистемная «тусовка». Тем более, это становится для нее актуальным в преддверии инаугурации президента Владимира Путина, поскольку спровоцированные именно в это время беспорядки могут широко освещаться в западных СМИ. Видимо, основной силой правопорядка на уличных акциях должны стать не добровольцы из МГЕР, а правоохранители, обязанные обеспечивать общественное спокойствие, не перегибая при этом палку и действуя «точечно», выявляя и задерживая провокаторов и зачинщиков беспорядков».
Тем не менее, по мнению правозащитника, в обществе существует запрос на диалог власти с конструктивными оппозиционными силами.
«Я бы сказал, что есть запрос и на сами эти силы, способные поднимать конкретные вопросы, касающиеся, например, благоустройства, или деятельности органов самоуправления», — говорит Александр Брод, — «Для обсуждения таких вопросов нужны дополнительные дискуссионные площадки, форумы гражданских сил, где могут проявить себя и представители «Молодой Гвардии Единой России». Уверен, что все вопросы можно решить не на шумных митингах, а в спокойной дискуссии».
«Честно говоря, я не понимаю того ажиотажа. Который возник вокруг заявления Дениса Давыдова», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» политолог Константин Калачев, — «Все это уже было, ведь мы помним, например, движение «Наши» или SERB. И это «новое» — всего лишь хорошо забытое старое. В «ЕР» сейчас сменилось начальство, Турчак и его команда хотят показать себя, угадать желание властей. Власть хочет, чтобы за ней стояли решительные молодые люди? Пожалуйста, вот мы, обратите на нас внимание! Не могу сказать, какая от этого будет польза обществу, но в карьерном смысле эти молодые люди немало выиграют. И в этом я не вижу ничего плохого: ребята хотят заниматься политикой, им надо с чего-то начинать, и они начали с демонстрации своей лояльности власти».
Пока неизвестно, будет ли «ЕР» выделять под новый проект отдельный бюджет. Сам Денис Давыдов подчеркивает, что «у МГЕР есть финансирование в рамках партии, и никаких изменений в бюджете нет».
Петр Сергеев