Некомпетентность и ложь: 19 лет трагедии «Курска»

Фото: globallookpress.com

13 августа 2019 13:08:00

17646

12 августа вся страна вспоминала одну из самых трагических дат в истории российского военного флота – гибель подводного ракетоносца «Курск»

Особенной болью эта катастрофа отзывается в сердцах россиян не только потому, что погибли 118 моряков, но и поскольку часть из них можно было спасти. Как минимум два дня после взрыва на борту укрывшиеся в кормовом отсеке два десятка подводников продолжали жить, надеяться и выстукивать по корпусу все слабеющий сигнал «SOS». А в это время власти врали гражданам, что живых на борту атомного ракетоносца, лежащего с разорванным взрывом корпусом на дне Баренцева моря, якобы уже не осталось. Попытки вызволить оказавшихся в ловушке моряков с помощью собственных спасательных средств успехом не увенчались. Норвежцам же, которые находились поблизости и обладали необходимыми технологиями, опытом, дали от ворот поворот. Пресловутые военные секреты АПЛ показались начальникам важнее, чем жизнь экипажа.

К-141 «Курск» – атомный ракетоносный крейсер проекта 949А сошел со стапелей «Севмаша» в 1995 году. На постройку этого подводного гиганта ушло пять лет. 10 августа 2000 года в соответствии с планом учений Северного флота «Курск» вышел в море для выполнения учебных стрельб неподалеку от Кольского залива. На борту подлодки было 24 крылатые ракеты «Гранит» и торпеды. Согласно официальному отчету, сделанному генеральным прокурором Устиновым, произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате из-за утечки взрывоопасных компонентов топлива. Вспыхнувший пожар привел к детонации запаса торпед. Спасательные работы, предпринятые силами Северного флота, успехом не увенчались. Подводным аппаратам не удалось прикрепиться к спасательному люку подлодки. По заверению командования, объяснялось это сильным подводным течением. В то же время британские и норвежские спасатели, предлагавшие помощь, получили отказ. Только 21 августа, когда стуки из подлодки уже неделю как прекратились, норвежские водолазы были допущены к совместной операции. В девятом отсеке они обнаружили 24 тела моряков и записку капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, в которой перечисляются имена людей, сумевших спастись во время взрыва и закрыться в турбинном зале. Там они жили еще два дня после катастрофы.

Даже 19 лет спустя после трагедии «Курска» отставание России от стран Запада в деле строительства глубоководных спасательных средств остается удручающим. Серийная постройка судов проекта 21300 («Дельфин») задерживается на несколько лет, несмотря на то, что она включена в госпрограмму вооружений.

Сергей Путилов
Теги: К-141 «Курск», ракетоносец «Курск»