Россия и НАТО: чем аукнулось эхо рухнувшей Берлинской стены?

14 августа 2019 11:12:36

2172

Утром 13 августа 1961 года жители Берлина, привычно спешившие по своим делам, неожиданно обнаружили, что город разделен ограждениями колючей проволоки, жильцы домов, оказавшихся на границе между западной и восточной частями города, выселяются, люди в военной форме заблокировали движение

Прекратилось даже движение подземного метро. Окна, выходящие на Западный Берлин, были заложены кирпичом. Единственными коммуникациями, продолжавшими соединять две части «единой и неделимой» столицы двух государств – ГДР и ФРГ – остались лишь канализация и трубопроводы, но и под землей во избежание проникновения из одной части города в другую были установлены стальные листы и решетки. Так началось предпринятое по благословению Кремля разделение Берлина, растянувшееся почти на три десятка лет. Видимой частью этого памятника конфронтации в центре Европы стала печально знаменитая Берлинская стена – трехметровое бетонное сооружение, на почти 50 километров разрезавшее город на две непримиримые части. Сотни людей погибли, пытаясь прорваться через нее из социалистического рая в западный мир.

Многие до сих пор не только в России, но и среди бывших восточно-германских функционеров считают, что объединение Германии стало ошибкой. Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев не смог оценить возможности СССР при объединении Германии. Такое заявление сделал бывший премьер-министр Германской Демократической Республики (ГДР) Ханс Модров в интервью РИА Новости.

«У Советского Союза было 350 тысяч солдат на территории ГДР, и Москва вела переговоры только о том, как вернуть этих солдат домой. Ни по вопросу о НАТО или о выводе западных воинских частей не велись должным образом переговоры. Мне понятно, что Горбачев не был великим политиком. Советский Союз позволил нам пасть — он не мог удержать нас», — подчеркнул Модров.

Бывший премьер также рассказал, что руководство ГДР в конце января 1990 года, после падения Берлинской стены предлагало поэтапный план объединения государства за 5-6 лет, которое в итоге должно было покинуть НАТО. Однако затем, после обещаний канцлера ФРГ Гельмута Коля гуманитарной помощи СССР, это предложение было забыто. Напомним, Ханс Модров — последний премьер-министр ГДР, занимавший эту должность в 1989-1990 годах. 9 ноября 1989 г. под напором массовых народных выступлений правительство ГДР сняло ограничения на сообщение с Западным Берлином, а 1 июня следующего года полностью отменило пограничный контроль. Любопытно, что пограничники, не получившие своевременно указаний начальства, пытались сначала оттеснить толпу, пустили в ход водомёты, но затем, уступая напору тысяч людей, вынуждены были открыть границу. В течение января — ноября 1990 года пресловутая Берлинская стена была полностью демонтирована.

Накануне германского объединения в западных СМИ гуляла фотография: у могильной плиты под эпитафией «Спи спокойно, единая Германия» собрались европейские лидеры (Франция, Великобритания). Последние возлагают на могилу венки и внимательно прислушиваются: не просыпается ли спящий гигант? Призрак единой германской нации тем временем уже выползает из-под надгробия к ужасу европейцев, еще не забывших, что Берлин устроил две мировые войны. Казалось бы, и русские должны были разделить эти фобии. В действительности, Советский Союз уже при Сталине предлагал сохранить единой страной поверженную в результате Второй мировой немецкую нацию. Затем при Хрущеве СССР предлагал принять Германию в состав НАТО. Однако логика конфронтации возобладала. Немцы по сей день благодарны Горбачеву за то, что он «отпустил их на волю». И по этой причине в частности немцы сейчас закупают российский газ вопреки американскому давлению. Отношение немцев к русским отличается максимальной благожелательностью. Достаточно вспомнить, что германский канцлер Шредер в свое время получил высокий пост в «Газпроме». Ситуация резко изменилась лишь после Крыма и Донбасса. Что русские и немцы сделали не так, и возможно ли восстановление утраченного доверия?

Безусловно, расширение НАТО после распада советского блока стало серьезной ошибкой. Бомбежки Югославии, в частности с участием ВВС Бундесвера, лишь усугубили проблему. Когда надо было остановиться и наладить диалог с Москвой, ради умиротворения сербов сначала был выбран сценарий пренебрежения в отношении ослабшего бывшего соперника. Добавило антагонизма и принятие в ряды НАТО бывших восточноевропейских сателлитов Кремля, включая Прибалтику. Затем стало уже слишком поздно. Пришедший к власти бывший сотрудник спецслужб (проходивший службу в ГДР) умело уловил антизападные настроения в народе. Логика противостояния лишь сыграла на руку кремлевским ястребам, подсказав им, как добиться безграничной народной любви через присоединение Крыма и Донбасс. В этом смысле натовское руководство, по сути, выпестовало путинский режим.

«То, что объединенная Германия стала форпостом НАТО, едва ли является виной Горбачева. К тому времени коммунистическое кремлевское руководство лишь бежало за уходящим поездом и едва ли могло как-то повлиять на происходящие в Восточной Европе события. Однако не только не распустив блок, но даже санкционировав его расширение, западные страны упустили исторический шанс получить в лице России не извечного врага, а надежного союзника. Берлинская стена обоюдными усилиями не рухнула, а лишь продвинулась на восток. От того, найдут ли выход из этого тупика правители в Кремле и руководстве НАТО, сейчас зависит судьба мира в Европе», – сказал «Гражданским силам.ру» руководитель центра стратегических исследований «Другая Европа» Павел Левушкан.

Сергей Путилов
Теги: Берлинская стена, НАТО, ГДР, Михаил Горбачев